Туристические заметки миссионера
Вторая половина лета богата на важные для религии даты: 31 июля умер святой Игнатий Лойола, а 15 августа был основан орден Иезуитов — главное детище упомянутого монаха. Братья этого ордена известны неутомимой тягой к путешествиям вокруг света с целью обратить как можно больше людей в христианство. Интересно, о чем писали монахи из разных уголков света?
Ad majorem Dei gloriam
Орден иезуитов был основан в 1540 году… Стоп, чтобы понять, почему это произошло, надо заглянуть на 23 года раньше на площадь города Виттенберг. Мужчина средних лет прибил на деревянную дверь церкви листок с первой в мире революционной программой. Мартин Лютер начал Реформацию. А так как каждое действие рождает противодействие, то и Контрреформация не заставила себя ждать.
Игнатий Лойола, бывший военный, получил божественное откровение после травмы в бою. Он принялся усердно учиться, осваивать языки, науки, Священное Писание, даже совершил паломничество на Святую Землю. Лойола собрал верных друзей — шестерых товарищей по учебе — 15 августа 1534 года в подвале одной из парижских церквей. Компания принесла клятву, что все они будут верно служить Богу и распространять христианскую веру. Реформация как зараза расползалась по Европе, и сама жизнь подталкивала добрых католиков к подобным решительным действиям.
Божественное откровение Лойолы. Доменико Зампиери, 1622 год. Частная коллекция
Следующие шесть лет ушли на увещевания Папы, пока в 1540 году особым распоряжением Орден Иезуитов, то есть Орден Общества Иисуса, не получил карт-бланш на религиозную деятельность. Остаток жизни Лойола потратил на совершенствование устава ордена и воспитание монахов: братья должны были по-военному аскетично жить и мужественно переносить все лишения в диких местах, куда их отправляли с миссиями. Дисциплина была железная, подчинение — беспрекословное.
Также высокие стандарты были и к образованию иезуитов: человек должен был владеть несколькими языками и уметь быстро осваивать новую речь, разбираться не только в истории и богословии, но и в архитектуре, медицине. Братья были исключительно образованы, и можно сказать, что один такой проповедник приносил Католической церкви пользы больше, чем сотня рыцарей-крестоносцев. Хотя все они — и рыцари, и монахи — трудились Ad majorem Dei gloriam — ради Божьей славы (с лат.). Лойла сделал эти слова девизом ордена.
Десять лет путешествий
Франциск Ксаверий был одним из ближайших соратников Лойолы и присутствовал при основании Ордена. Он покинул Европу в 1541 году и остаток жизни провел занимаясь миссионерской деятельностью.
Монах проповедовал в Индии и Юго-Восточной Азии, стараясь обратить в христианство бедноту. Особенно много времени он провел в Малакке в Индонезии и на Гоа.
Далее — цитаты из писем Ксаверия: To His Companions in Europe, From Amboina, May 10, 1546; To His Companions Residing in Rome, From Cochin, January 20, 1548; To Father Francisco Pérez, in Malacca, and Gaspar Barzaeus, in Goa, From Sancian, November 13, 1552.
Франциск Ксаверий крестит индуса. Цветное изображение XIX века
Если бы в Малакке был дом нашего Общества, многие люди стали бы христианами. Я решил, что в этом уголке мира должна быть основана церковь ради великой службы, которую она окажет Богу, нашему Господу.
В 1547 году Ксаверий познакомился с японцем Андзиро, который рассказал иезуиту о своей родине. Позже монах встретил и других людей, которые поделились с ним информацией о заморской стране.
Я попросил португальского торговца… который много дней находился в Японии, стране Андзиро, дать мне… некоторую информацию об этой земле и ее людях из того, что он видел и слышал…. Все португальские купцы, приезжающие из Японии, говорят мне, что если я поеду туда, то окажу большую услугу Господу нашему Богу… ибо они (японцы. — Прим. автора) очень разумный народ. Из того, что я испытал в своей душе, мне кажется, что либо я, либо кто-либо из членов Общества отправится в течение двух лет в Японию, даже если путешествие туда будет полно опасностей.
Так и случилось: отец Ксаверий отправился к японским берегам в 1549 году. Проведя там два года и обратив множество людей, он вернулся в Индонезию, а затем направился в Китай. Однако из-за проблем с документами Ксаверий не смог попасть на континент и застрял на острове, в 10 км от Большой земли.
Одно знай наверняка и не сомневайся в этом: демон очень расстроен тем, что члены Общества имени Иисуса могут войти в Китай. <...> В одном будьте уверены: с помощью, благодатью и милостью Божией наш Господь посрамит демона в этом регионе…
Письмо было написано 13 ноября, а 2 декабря Франциск Ксаверий умер от болезни, так и не достигнув Китая. Канонизирован в 1622 году.
Работайте, братья
Стать выдающимся иезуитом можно, даже если от рождения ты не был католиком. Поль Ле Жен родился в 1591 году, однако до 16 лет оставался протестантом. Приняв католичество, он начал обучение в иезуитском колледже, а затем стал священником. Позже Ле Жен был назначен главой миссии в Канаде, куда и прибыл в 1632 году.
Иезуит занимал эту должность семь лет, за которые успел оставить множество сведений о населении, природе и географии Нового Света. Но особенно интересно его наставление всем проповедникам, которые прибывают в Канаду.
Поль Ле Жен, гравюра 1640 года
Ниже — цитаты из обращений святого Instructions for the fathers of our society who shall be sent to the hurons, 1637, Father Paul LeJeune.
Начав с таких слов, Ле Жен переходит к конкретному описанию трудностей.
Оказывается, хорошему миссионеру нужно иметь не только острый ум, но и крепкий желудок. Читаем дальше.
Под конец отец не стесняется эмоционально окрашенных выражений.
Иисус Христос — наше истинное величие; Его одного и Его креста следует искать в погоне за этими людьми, ибо, если будешь стремиться к чему-нибудь другому, не найдешь ничего, кроме телесной и душевной скорби. Но, найдя Иисуса Христа, вы найдете розы в терновнике, сладость в горечи, весь мир в небытии.
На просторах Московии
В России иезуиты также оставили свой след. Прибывший в 1699 году в Москву Франциск Эмилиан принялся налаживать дела общины в Немецкой слободе: предстояло привести в порядок здание церкви.
Здесь и далее цитируется книга «Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века», Сенатская типография, 1904.
Так как бывает большое стечение сюда русских и еретиков из Слободы, то мы стараемся делать большие праздники возможно более торжественными, прибавляя новые и новые украшения, что, вместе с красотою церкви, производит сильное впечатление на совращенные души.
Католический храм в Москве, начало XX века. Построен на месте деревянной церкви, в которой работали иезуиты.
Еретиками Эмилиан называет всех протестантов. Монахи, не колеблясь, тратили собственные средства на благо общества, следуя уставу Ордена:
Большинство писем Эмилиана до начала 1701 первого года содержат рассказы о работе общины, об общении с представителями власти и других конфессий. Но не позвольте себе обмануться такой сентиментальной заботой, ведь иезуиты не зря претендуют на звание «первой спецслужбы в мире». В январе 1701 года монах начинает письмо с просьбой прислать денег: началась война со Швецией, многие прихожане убиты, так как служили в армии, вдовам и детям нечего есть. Но потом идет описание битвы под Нарвой:
О делах у Нарвы сообщаю следующее. Из царских офицеров один перебежал на сторону шведов… Он — лютеранин. Он все открыл шведам… Благословен Бог, что никакой измены не произошло ни от одного офицера-католика!..
Конечно, все это Эмилиан мог узнать из слухов и общих новостей, но правильная систематизация доступной информации очень полезна в разведке. Тем не менее монах не забывал и об оппонентах — протестантах. Так, он принялся разбирать научную литературу из Северной Европы:
Никто не поверит, сколько чудовищных книг привозят сюда из Англии и Голландии! Весьма недавно был у меня в руках трактат, изданный в Англии. <…> Я показал кратко, что автор — осел в знании христианства…
Эмилиан не был единственным миссионером в России, были и другие. Но все писали о том, что дворяне с большим подозрением относятся к деятельности общины, постоянно вставляя палки в колеса проповедникам.
***
Иезуиты в свое время были одним из самых успешных орденов. Благодаря членам Общества за пределами Европы появились миллионы христиан. Монахи не боялись трудностей, частично перенимали местную культуру, чтобы расположить к себе аборигенов, и находили подход к каждому человеку.
Научные сведения, собранные братьями, внесли значимый вклад в географию, астрономию и биологию. Однако участие в политических скандалах подорвало авторитет Ордена, а само слово «иезуит» стало означать хитрого и двуличного человека.
Перевод писем — автор текста.
Фото на обложке: unsplash.com