Давление мегаполисов рождает протестное искусство
Миша Most (Самый) — «практикующий сторонник нелегального граффити». Он сам однажды так себя назвал, и теперь так его классифицирует «Википедия». Но Миша Most не только пишет шрифты. Он занимается стрит-артом, распиливает деревяшки и создает 3D-работы. А прямо сейчас трудится над созданием самого большого в мире мурала, нарисованного дроном-художником — монументальной росписи на стене одного из общежитий Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).
— Ваша первая «уличная» работа?
— Ничего примечательного, мне кажется, в ней нет. Это было в 1997 году в Москве. Я достал несколько баллончиков и решил попробовать, что это такое «на стенах рисовать». У нас культуры граффити не было, и я видел их только в музыкальных видеоклипах. Видимо, мне сразу понравилось: я понял, что надо писать свое имя, как-то серьезно подходить к рисованию. Вскоре у меня появились друзья, сподвижники — мы трудились вместе.
— Когда сформировался ваш художественный стиль?
— Я работал в разных стилистиках.. Сначала были сюжетные, сейчас более абстрактные наборы элементов без очевидной истории. Практически сразу меня заинтересовала тема будущего и технологий, а также человека и общества в новом мире.
Будущее — пока не хорошо и не плохо. Но чтобы завтра не было неприятных неожиданностей, нужно задумываться о нем сейчас. Поэтому у меня были в том числе и работы о возможном апокалипсисе, о техногенных катастрофах. Восприятие будущего — та тема, которая кажется мне важной.
— В ваших работах много изображений обезличенных и похожих друг на друга роботов. Почему?
— Да, я практически не рисую людей. Но у меня есть образ андроида. Это протагонист, заменитель человека, похожий на нас и умеющий выполнять большую часть нашей работы. Однажды он может почувствовать себя частью общества. Что произойдет тогда? Это вопрос, ответ на который я ищу и в обсуждение которого вовлекаю зрителя.
У меня много и других графических элементов, но роботы больше бросаются в глаза, потому что похожи на человека. Но несмотря на сходства, у них нет глаз. Они иначе воспринимают этот мир, по-другому считывают информацию.
— Как рождается новая работа?
— Главная черта моего подхода — техничность. У меня всегда есть точка, к которой я иду. И под нее подстраивается вся работа. Эскизы я обычно делаю на планшете или компьютере, потом перехожу к исполнению в жизни.
Я не учился на художника, образование у меня связано с географией. Возможно, из-за этого процесс работы у меня складывается немного иначе, чем у других авторов. В первую очередь мне нужна зацепка: про что и где будет рисунок. В стрит-арте место особенно важно, оно само подсказывает, какой сюжет больше впишется. Иногда сначала появляется идея, а под нее я ищу локацию.
— В начале 2010-х вы писали статьи из «Конституции» на гаражах, трансформаторных будках и железнодорожных станциях. Как появился проект?
— У нас с коллегами–художниками был проект про то, как люди придумали города, а потом сами установили там много ограничений. Тогда я выписал на холст Статью 29 Конституции РФ «О свободе слова и свободе распространения информации», сверху закрасил ее краской, чтобы она едва проступала. Возникал вопрос: свобода слова — она есть или ее нет? После нескольких холстов в мастерской я понял, что было бы интересно вынести проект на улицу. Первую статью я написал недалеко от Кремля. Мне понравилось, как люди подходят, читают, фотографируют на телефон. Потом места стал выбирать исходя из содержания статьи. Поверхности были разные: ржавый грузовик, заброшенные здания.
— Почему в проекте «Конституция» вы решили использовать именно слова, а не более близкую художнику форму изображений?
— В каждой статье перечисляется много понятий, для их передачи потребуется целый ряд картинок — комикс, а я не их сторонник. Слова в этом случае короче, они проще и понятнее.
Кроме того, именно слова лучше отражали мою задумку: сделать так, чтобы любой идущий мимо человек мог прочитать Конституцию, ознакомиться.
В 2012-2013 году про главный закон как будто забыли. Не задумывались, применяется ли он, актуален ли. Другой важный для меня момент был в том, что ее закрашивают. Было смешно: в некоторых местах выписанные мной Статьи быстро штукатурили, а где-то они висели по полгода. Потом уже через несколько лет Конституция стала все чаще публично обсуждаться, другие художники тоже стали делать подобные работы. И тема ушла в политику. Я же делал социальный проект: для меня важно пригласить к размышлениям, а не перетянуть на свою сторону.
— Как вы считаете, может ли художник самостоятельно выбирать место для творчества, если рисует на общественном имуществе?
— Я считаю, что искусство не должно иметь границ, оно может быть в любом месте: от стены жилого дома до заводского цеха или столовой. А уличный художник сам выбирает, куда и когда пойти, что рисовать. А еще может не иметь специального образования.
— Получается, остальные люди так же вольны закрашивать ваши работы?
— В музеях висят шедевры, но и они нравятся не всем. А уж когда идешь рисовать на стенах, прекрасно знаешь, что это могут закрасить завтра утром. Причем речь о больших легальных муралах. То, что рисунок был заранее согласован, не значит, что он не вызовет недовольства зрителей. Граффити же и так автоматически закрашивают.
— Как появился проект по установке деревянных камер наблюдения в парках Москвы и Базеля?
— В то время мне предложили сделать проект в парке. Я заинтересовался: в парке нет стен, поэтому нужно придумывать что-то другое. Тогда я взял старые деревянные ящики, разобрал их и сделал нечто, похожее на камеры видеонаблюдения. Они должны были словно вырастать из стволов и веток.
Я привык писать граффити, оно делается максимально заметным, кричит: «Посмотри на меня!» Камеры же не бросаются в глаза. Вы просто гуляете по парку и вдруг видите на дереве объект. Он должен наблюдать за человеком в городе. Почему тогда он в парке, на дереве? Это природа наблюдает за людьми, которые ходят в парке? Или камеры прячут настолько, что они мимикрируют под дерево? Или это скворечники?
Проект с камерами. Источник: mishamost.com
Мне нравится прием, когда вы не сразу понимаете, что это искусство. Сначала воспринимаете как утилитарный объект, а потом осознаете, что использовать вещь иначе никак нельзя.
— Какой реакции вы хотите добиться от тех, кто увидит ваши работы?
— Наверное, для меня главное, чтобы человек получил эмоции, запомнил мою работу. Чтобы лишний раз задумался, насколько технологии хороши, безопасны ли они.
Фото на обложке: mishamost.com