Обложка статьи

Обед сквозь века

Время прочтения
Время прочтения: 29 минут

Во всем мире 20 октября отмечается день повара, такой близкой для всех профессии, ведь каждый из нас постоянно что-то готовит, пусть даже обычные бутерброды. Но как мы пришли к тому, что можем создавать сложнейшие блюда из ингредиентов со всех концов света? Сегодня погрузимся в гастрономическую историю Европы.

Вкус цивилизации

Первая цивилизация Европы, древнегреческая, создала такое огромное культурное наследие, что мы пользуемся им до сих пор. Не обошлось, конечно же, и без влияния на кухню.

Греция — страна гор и морских бухт, что определило ее природно-климатические условия. На сухих каменистых почвах отлично себя чувствуют оливки и виноград, а вот зерновые растут плохо, из-за чего хлеб приходилось завозить из Египта или колоний в Северном Причерноморье. Горные пастбища обеспечивают большое поголовье мелкого скота — овец и коз, а море дает бесконечный источник рыбы и морепродуктов. Этот скромный набор и сформировал основу кухни греков, которые в еде ценили прежде всего простоту и умеренность.

В классическом варианте дневной рацион включал в себя четыре приема пищи. Легкий завтрак рано утром, небольшой перекус в полдень и еще один ближе к вечеру. Главным же приемом пищи был ужин, который проходил уже в сумерках, после рабочего дня. Особым видом ужина были симпосии — мужские пиршества с музыкой, танцевальными и артистическими представлениями.

Изображение

Симпосий, краснофигурная роспись керамики. Источник: wikipedia.org

Основой питания всех слоев населения были хлеб и оливковое масло. Богачи могли позволить себе пшеничные булки и масло первого отжима, а бедняки довольствовались ячменными лепешками и остатками выдавленных оливок. Также в зависимости от вкусов и достатка к столу подавали овощные похлебки и каши из бобовых, различные виды овечьего и козьего сыра, рыбу, свежие или сушеные фрукты и мед на десерт. Мясо было редким продуктом: в сельской местности охотились и держали домашний скот и птицу. В городах же мясо было дорогим и отведать его широким слоям населения удавалось лишь в праздники, когда принесенные в жертву животные раздавались народу.

Фирменным блюдом спартанской кухни была «черная похлебка» — густой суп из свинины и чечевицы с добавлением крови, уксуса и соли. Другие греки считали это блюдо отвратительным и шутили про знаменитую храбрость спартанцев на поле боя: человек, который ест это каждый день, уже не боится смерти.

Главным напитком Греции было вино, которое разбавляли водой в разных пропорциях и в которое могли добавлять пряности. Лучшие вина делали на островах Эгейского архипелага и экспортировали не только в другие регионы Греции, но и по всему Средиземноморью.

Имперское меню

Римская цивилизация унаследовала от греческой множество социальных институтов, пересадила их на италийскую почву и распространила по огромной территории. Именно в период римского владычества сложились основы единой европейской кухни.

Как и в Греции, на Аппенинском полуострове основу питания составляла так называемая «средиземноморская триада»: пшеничный хлеб, оливковое масло и вино. В своей экспансии на север римляне столкнулись с народами Европы: кельтами и германцами, рацион которых состоял из другого набора продуктов. Мясо, сало и пиво — эта «варварская триада» была обусловлена природно-климатическими условиями Западной и Центральной Европы и образом жизни местных племен, которые занимались отгонным скотоводством (когда животные весь год содержатся на природе). В синтезе двух пищевых традиций — средиземноморской и варварской — и родилась европейская кухня.

Изображение

Фреска с изображением кухонной посуды. Источник: wikipedia.org

Империя в определенном смысле унифицировала питание простых слоев населения, но невероятно разнообразила рацион богачей. Именно на рубеж тысячелетий приходится расцвет римской кулинарии, когда столичные богачи получили доступ к продуктам со всех концов Средиземноморья. Различные виды рыб и морепродуктов, мелкая птица, пряности, которые везли даже из Индии, мясо разных животных и многое другое. Все это обилие ингредиентов породило феномен патрицианской кухни — очень пышной, помпезной и дорогой.

Римские гурманы заказывали блюда из самых необычных и экзотических ингредиентов: языков попугаев, павлиньих мозгов или печени рыб. Все это комбинировать и сдабривалось пряностями и соусами. Так, один из патрициев Луций Лициний Лукулл организовывал такие роскошные застолья, что фраза «Лукуллов пир» стала нарицательным обозначением показательно-богатой трапезы.

Наверное, главный гастрономический символ Древнего Рима — гарум, рыбный соус. Готовили его путем ферментации: свежую рыбу оставляли в больших каменных ваннах на открытом воздухе в течение нескольких месяцев. Затем собирали жидкость, которая образовалась на поверхности, добавляли в нее соль, перец, оливковое масло, уксус или вино. Полученная смесь и называлась гарум.

Несмотря на весь аристократический характер высокой римской кухни, она стала важным шагом вперед. Специализация разных римских провинций на производстве конкретного товара и его экспорте в Италию укрепляла экономические связи внутри империи. А необходимость доставлять продукты на большие расстояния способствовала развитию методов консервации.

«Хлеб наш насущный дай нам»

После падения Западной Римской империи в Европе наступили «темные века»: распались экономические связи и исчезла развитая городская культура. Общество стало почти полностью аграрным и попало под плотный контроль церкви во всех сферах жизни. А нашествия германских племен во время Великого переселения народов нанесли еще один удар по классической римской кухне.

Не только простой народ, но и знать вынужденно вернулась к старым пищевым привычкам — с преобладанием мяса и пива в рационе. 

«Ели мясо мужики, пивом запивали»,

— cлова из песни группы «Король и шут».

Но благодаря все той же церкви классическая триада из вина, оливкового масла и пшеничного хлеба все-таки сохранилась и даже приобрела сакральный характер. Эти три продукта не существуют в природе сами по себе: они результаты человеческих усилий и, несомненно, божественного вмешательства. В этом крылась и мощная символика: вино — кровь Христова, белый пшеничный хлеб — тело Христово, а масло — елей, символ Святого Духа.

Изображение

Средневековый пир. Источник: wikipedia.org

Постепенно вместе с экономическим развитием Европы начали восстанавливаться и торговые связи между разными ее регионами, в первую очередь, через Балтийское и Средиземное моря. А крестовые походы, создавшие в Леванте христианские королевства, обеспечили свободную торговлю между Западом и Востоком. Именно тогда в Европе снова стали популярны пряности, появились вилки и, вероятно, перегонный куб, который европейцы заимствовали у арабов.

Снова началась специализация регионов и французские вина массово поставлялись в Англию, а голландским пивом торговали по всей Балтике. Уже позднее с развитием городов высокая кухня стала уделом не только феодалов, но и богатой прослойки купцов и ремесленников, которые старались подражать королям и графам. Такое показное потребление даже было ограничено законами, чтобы не «принижать честь сеньоров».

Официальная церковь жестко следила за соблюдением постов, когда нельзя было употреблять некоторые продукты. Для обхода этих ограничений мясо, например, заменяли рыбой, яйца — имитацией из икры, а коровье молоко — миндальным. Эта кулинарная технология достигла своего пика в монастырях.

К XV веку Европа вновь была тесно связана торговыми маршрутами и представляла собой единый рынок, который потреблял все больше и больше товаров. Главным из них были специи, поставлявшиеся с Востока. Когда же Османская империя, расширяясь, захватила порты Леванта и ограничила торговлю пряностями, европейцам пришлось искать новый путь в Азию.

«Первый шаг к глобализации»

Великие географические открытия перевернули жизнь Европы. Открытие морского пути в Азию вокруг Африки обеспечило надежные поставки пряностей в Европу, а освоение Америки — базу для выращивания новых культур.

Тростниковый сахар и кофе были привезены в Новый Свет и стали одними из главных колониальных товаров. К тому же на плантациях стали выращивать и местные продукты, например, какао. А картофель, томаты, кукуруза и подсолнечник прижились в самой Европе. В свою очередь европейцы привезли на новый континент цитрусы, яблоки, бананы, лук, пшеницу и все виды домашнего скота.

Изображение

Иоахим Юттеваль. Кухонная сцена с притчей о званом обеде. Источник: wikipedia.org

Движение на Восток наконец-то насытило Европу пряностями, они перестали быть признаком богатства и появились на столах среднего класса. Помимо перца и корицы, европейцы пристрастились еще к одному азиатскому товару — чаю, который быстро завоевал популярность, потеснив кофе и какао.

Эта мощнейшая волна пищевой унификации обогатила рацион простого европейца, сделав его более сбалансированным и разнообразным, и распространила в Америке культуры из Европы, Азии и Африки.

В зависимости от маршрута транспортировки чая отличалось и его название. В языках колониальных держав — Англии, Франции, Испании, Голландии — напиток имеет общее звучание как «te» — так он называется на диалекте Южного Китая, из портов которого чай везли в Европу. В то время как в Иране, Турции, России и Японии напиток произносят как «cha», так он звучит в диалектах северных регионов, где его покупали названные страны.

За несколько десятилетий колониальной торговли сформировалась европейская кухня с привычными нам ингредиентами, способами готовки и названиями блюд. И сегодня сидя за столом, мы понимаем, какая история стоит за, казалось бы, обычными блюдами.

Фото на обложке: праздник Вильгельма Завоевателя. Деталь из гобелена Байё. Источник: wikipedia.org

21 октября 2023

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи