Обложка статьи

«Битва роботов»

Как выбрали идею?

За 24 часа предстояло решить не самую простую задачу: организаторы Хакатона просили предложить интересные идеи и необычные кейсы, которые выходят за рамки «продающих» ботов (спойлер: в итоге победил именно такой бот).

Мы же решили делать бота продавца и автоответчика одновременно не из-за недостатка идей, а так как сами работаем в eCommerce и хорошо знакомы с проблемами и многими неочевидными требованиями к бизнес-логике магазинов. Оценив свои силы, мы решили создать проект, который оформляет покупки, информирует о состоянии заказа, отвечает на популярные вопросы пользователей и собирает фидбек. Кроме того, было необходимо в минимально рабочем состоянии создать склад с резервацией товаров и CRM для заказов и курьеров. Чтобы все было еще интереснее, мы решили поддержать два типа ботов. Более простого для Telegram, который реагирует на статические команды. Более сложного для «ВКонтакте», который реагирует на привычный человеческий язык и больше похож на настоящего человека.

Как мы это делали?

Это не первый Хакатон для нас, когда-то мы даже заняли второе место на Хакатоне «ВКонтакте». И как нам уже было известно, самая важная задача на таких мероприятиях – хорошо декомпозировать задачи (на самом деле красиво презентовать идею и впечатлить судей, но это уже кому и что интереснее). Первым делом, мы разбили все задачи и постарались максимально изолировать их, чтобы каждый из нас мог работать независимо друг от друга. Если обобщить, то получилось три категории задач, разбиение на которые позволило независимо друг от друга реализовать выделенные задачи и минимально отвлекаться, разве что затем, чтобы согласовать взаимодействие между ними.

Проблемы, с которыми мы столкнулись

В «умной» версии боту можно было задавать стандартные вопросы, которые покупатели обычно спрашивают у поддержки: об оплате, способе доставки, размерах, вакансиях. Но как понять, чего хочет пользователь? Времени было мало, а сделать хотелось достаточно круто, поэтому решили повысить точность бота за счет полноты. «Умный» бот реагировал на сообщений, в которых содержался только один вопрос, содержащий от трех до десяти слов. Таким образом мы отсеивали обычные сообщения от пользователей и сложные наборы вопросов. Оставались только узкие области тем, на которые мы могли дать четкий и правильный ответ. Если бот не знал, что ответить или сообщение отсеивалось, то мы присылали один из десяти стандартных ответов про то, что бот умный, но не очень. Мы добавили десять разных вариантов ответа для того, чтобы не улететь случайно в спам. Порадовало, что такой подход хорошо сработал, и если покупатель не пытался специально «поломать» бота, то он мог успешно ознакомиться с условиями доставки, оплаты и оформить заказ.

Как все это работало в жизни?

Судить обещали по пяти критериям: массовость, реализация, удобство, человекоподобность, оригинальность. И отдельно озвучивалось, что бот должен реально работать, но как оказалось, для победы это условие не было обязательным.

Нам показалось, что лучшей презентацией будет дать возможность судьям и участникам совершить реальную покупку через бота, пообщаться с ним, оплатить эту покупку, выбрать способ доставки, а потом получить товар курьером прямо на Хакатоне. Как оказалось, мы переоценили интерес людей. Ни один из судей не совершил покупку и не ощутил на себе, как бот работает и почему мы сделали что-то действительно интересное. При том мы специально заготовили среди товаров деревянные значки с логотипом «Яндекс.Денег», чтобы смотивировать как можно большее количество людей совершить покупку.

Бот работает и сейчас, так что можете попробовать сами:
santa12.tk
vk.com/hsstore
telegram.me/hsstorebot

ОТКРЫТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ

На скриншоте можно увидеть пример, как происходило оформление заказа во «ВКонтакте». Пользователь выбирает понравившийся ему товар, нажимает «Купить». В этот момент создается диалог с сообществом, а на складе на пять минут резервируется соответствующий товар. На этом этапе бот может собирать любую информацию о пользователе: имя, адрес, другие дополнительные поля. Нам было необходимо только имя. Доставка осуществлялась двумя способами: самовывоз с нашего стола или курьером. Оплата проходила через «Яндекс.Деньги». Если оплата прошла, то заказу присваивается уникальный код, который отправляется пользователю, чтобы курьер мог передать товар правильному получателю. Кстати, курьер договаривался о встрече на территории проведения Хакатона в том же чате, а после передачи товара изменял в CRM статус заказа на «Доставлен». В этот момент пользователь получал сообщение от бота, что заказ доставлен, и предлагал оставить пожелания по сервису.

23 марта 2016