Лахте — центр!
Города будущего на картинах большинства художников застроены высотными зданиями из стекла и бетона. Урбанистическое чудо прочно ассоциируется у нас с небоскребами — настоящими городами посреди города. Появление новой башни в привычной панораме разрушает сложившиеся рамки, и, кажется, позволяет заглянуть в то самое будущее. Как строится новая архитектурная доминанта Санкт-Петербурга — «Лахта центр» — и не закроет ли она и без того неуловимое петербургское солнце?
Споры о высоком
Пока горожане активно обсуждают строительство стадиона на Крестовском острове, другой знаковый проект ― штаб-квартира компании «Газпром нефть» ― вырастает прямо на глазах. Уже сегодня ядро 462-метровой башни уверенно перешагнуло планку 50-го этажа, одновременно ведется монтаж металлоконструкций тридцатых этажей и остекление нижнего яруса здания. После громкого переезда из Охты в Лахту проект здания переработали: концепция территории вокруг небоскреба уже давно ждет перемен. Противников строительства «Лахта центра» смущает в первую очередь его высота. Активисты уверены, что этот же проект многофункционального общественного делового комплекса можно было бы реализовать, создав ансамбль зданий с меньшей высотностью. Строители башни придерживаются иного мнения. «Общественно-деловой комплекс с высотной доминантой соответствует традиционным для Петербурга принципам организации городского пространства: одиночные доминанты в окружении горизонтальной застройки. Только в нашем случае это пропорции, отвечающие масштабам строительства конца ХХ века. Кроме того, крупные корпорации не случайно выбирают высотные постройки в качестве штаб-квартиры: так появляется возможность разместить весь менеджмент на разных уровнях одного здания. По такому принципу построены башни Petronas в столице Малайзии — там расположен офис одноименной нефтегазовой компании», — объясняет главный специалист пресс-службы АО «МФК «Лахта центр» Максим Бобков.
Строительство бизнес-центра на окраине Петербурга дает старт глобальному процессу эволюции городского пространства. Бизнесу сложно работать в сердце города. Исторический центр предлагает ограниченное количество площадей. Офисные зоны на территориях бывших предприятий только усугубляют транспортную обстановку ― прилегающие улицы не справляются с потоком автомобилей. Катастрофическая нехватка парковочных мест приводит к недовольству горожан. Крупный бизнес уже стремится вырваться за пределы исторического центра. Так начинает формироваться петербургский «Сити», где появление высотных деловых центров, выполненных в стиле нового урбанизма, не будет вступать в диссонанс с исторической частью города. К тому же вертикальная застройка в отличие от горизонтальной ― это еще и самый экологичный вид строительства, так как на минимальном участке земли удается разместить целый комплекс важных объектов.
Винт в небе
В концепции нашли отражение и основные городские мотивы. Купол «Лахта центра» встает в один ряд с Адмиралтейской иглой и шпилем Петропавловского собора. Закрученная форма башни ассоциируется со стихией воды, а основание здания по форме напоминает огромный корабль. Пока в ансамбль «Лахта центра» входят небоскреб и многофункциональное здание с атриумом, где разместятся научно-образовательный комплекс с планетарием, спортивные и досуговые объекты, предприятия сферы услуг.
Создатели проекта уверены, что в ближайшие годы башня будет во всех путеводителях по Санкт-Петербургу и России. Самое высокое здание в Европе привлечет туристов смотровой площадкой на высоте 357 метров с углом обзора 360 градусов, а это выше, чем на башнях Petronas в Куала-Лумпуре. К услугам туристов будет и панорамный ресторан с видом на Санкт-Петербург. Также в здании «Лахта центра» будут проводить международные конференции, показы мод и культурные фестивали, которые примет зал-трансформер на 494 места. При желании его можно разделить на два отдельных зала. Новой площадкой для городских мероприятий станет первый в городе открытый амфитеатр на 2 000 человек с видом на акваторию Финского залива.
Стройка не останавливается ни на минуту. «Работы ведутся одновременно на нескольких уровнях, но последовательно снизу вверх. Сейчас этаж в ядре возводится примерно за пять дней, считаю это хорошей скоростью, на уровне мировых стандартов», ― рассказывает главный инженер «Лахта центра» Сергей Никифоров. На облицовку фасада потребуется более 72 000 квадратных метров стекла или 16 000 комплектов стеклопакетов. Каждый из них имеет форму параллелограмма, при этом один угол должен загибаться на 3-4 сантиметра, чтобы обеспечить особый силуэт здания. Этажи состоят из пяти лепестков, которые сначала закручиваются вокруг своей оси, а уже она обвивает основную вертикаль здания, постепенно стремясь к центру. В таком вихре, башня лаконично перейдет в шпиль: по замыслу архитекторов, у «Лахта центра» не будет крыши. «Конструкция очень сложная, аналогов пока не существует», ― добавляет Сергей Никифоров. Крановое оборудование, необходимое для возведения шпиля, уже установлено и стремительно поднимается вверх вместе со зданием. Техническое оснащение башни разместится в прочном ядре, которое и станет главной осью вращения лепестков-этажей. Шпиль начнут возводить уже в следующем году.
На соседнем с башней участке устанавливают свайное поле для здания многофункционального центра. Строительство механизировано, поэтому рабочих на площадке не очень много. Всего в каждом этапе строительства задействовано около 200-220 человек. Ручной труд применяется только в случаях, когда этого нельзя избежать и заменить его механизированными работами. Самый сложный этап уже преодолен: сделана «стена в грунте», которая защитит фундамент здания от грунтовых вод. «Стена опоясывает весь
фундамент, она погружена на глубину 30 метров. Таким образом, стена изолирует котлован, и мы не сталкивались с водопритоками при откопке», ― объясняет директор по строительству «Лахта центра» Елена Морозова.
Заманчивые перспективы
Трансформируя городское пространство, комплекс меняет и автомобильную карту города. Попасть в «Лахта центр» можно будет через путепровод над улицей Савушкина, движение организуют без светофоров. Впрочем, не стоит опасаться увеличения нагрузки на Приморское шоссе. Поскольку бизнес-центр находится на выезде из города, транспортные потоки разделят по направлениям. «Для удобства пешеходов и велосипедистов построят мост через Приморское шоссе и железную дорогу, он будет оборудован пассажирскими и грузовыми лифтами. Сейчас мы рассматриваем вариант строительства пешеходного моста из Парка 300-летия», ― рассказывает Елена Морозова.
«Лахта центр» ― это еще и «умный дом». Инженерные системы комплекса будут контролироваться из Единого пункта управления. Системы защиты смогут предупреждать о возникновении чрезвычайных ситуаций. Кроме того, предполагается использовать технологии раздельного сбора мусора и генераторы холода для экономного потребления энергии. На стройке уже сейчас следят за соблюдением экологических стандартов. Регулярно проводят замеры по различным показателям. Нарушений пока не выявлено.
Также в ходе экспериментов и по результатам компьютерного моделирования установлено, что башня не будет отбрасывать тень на город и не затмит собою солнечный диск. Зато над крышами петербургских новостроек взметнется вверх огромный каменный цветок. И, может быть, именно там, на высоте 462 метров, откроет нам портал в будущее. Вид сверху всегда лучше.
Иллюстрации предоставлены пресс-службой «Лахта центра».
Статья опубликована в журнале NewTone.