Обложка статьи

Лахте — центр!

Города будущего на картинах большинства художников застроены высотными зданиями из стекла и бетона. Урбанистическое чудо прочно ассоциируется у нас с небоскребами — настоящими городами посреди города. Появление новой башни в привычной панораме разрушает сложившиеся рамки, и, кажется, позволяет заглянуть в то самое будущее. Как строится новая архитектурная доминанта Санкт-Петербурга — «Лахта центр» — и не закроет ли она и без того неуловимое петербургское солнце?

Споры о высоком

Пока горожане активно обсуждают строительство стадиона на Крестовском острове, другой знаковый проект ― штаб-квартира компании «Газпром нефть» ― вырастает прямо на глазах. Уже сегодня ядро 462-метровой башни уверенно перешагнуло планку 50-го этажа, одновременно ведется монтаж металлоконструкций тридцатых этажей и остекление нижнего яруса здания. После громкого переезда из Охты в Лахту проект здания переработали: концепция территории вокруг небоскреба уже давно ждет перемен. Противников строительства «Лахта центра» смущает в первую очередь его высота. Активисты уверены, что этот же проект многофункционального общест­венного делового комплекса можно было бы реализовать, создав ансамбль зданий с меньшей высотностью. Строители башни придерживаются иного мнения. «Общественно-деловой комплекс с высотной доминантой соответствует традиционным для Петербурга принципам организации городского пространства: одиночные доминанты в окружении горизонтальной застройки. Только в нашем случае это пропорции, отвечающие масштабам строительства конца ХХ века. Кроме того, крупные корпорации не случайно выбирают высотные постройки в качестве штаб-квартиры: так появляется возможность разместить весь менеджмент на разных уровнях одного здания. По такому принципу построены башни Petronas в столице Малайзии — там расположен офис одноименной нефтегазовой компании», — объясняет главный специалист пресс-службы АО «МФК «Лахта центр» Максим Бобков. 

Строительство бизнес-центра на окраине Петербурга дает старт глобальному процессу эволюции городского пространства. Бизнесу сложно работать в сердце города. Исторический центр предлагает ограниченное количество площадей. Офисные зоны на территориях бывших предприятий только усугубляют транспортную обстановку ― прилегающие улицы не справляются с потоком автомобилей. Катастрофическая нехватка парковочных мест приводит к недовольству горожан. Крупный бизнес уже стремится вырваться за пределы исторического центра. Так начинает формироваться петербургский «Сити», где появление высотных деловых центров, выполненных в стиле нового урбанизма, не будет вступать в диссонанс с исторической частью города. К тому же вертикальная застройка в отличие от горизонтальной ― это еще и самый экологичный вид строительства, так как на минимальном участке земли удается разместить целый комплекс важных объектов.

 

Винт в небе

В концепции нашли отражение и основные городские мотивы. Купол «Лахта центра» встает в один ряд с Адмиралтейской иглой и шпилем Петропавловского собора. Закрученная форма башни ассоциируется со стихией воды, а основание здания по форме напоминает огромный корабль. Пока в ансамбль «Лахта центра» входят небоскреб и многофункциональное здание с атриумом, где разместятся научно-образовательный комплекс с планетарием, спортивные и досуговые объекты, предприятия сферы услуг. 

Создатели проекта уверены, что в ближайшие годы башня будет во всех путеводителях по Санкт-Петербургу и России. Самое высокое здание в Европе привлечет туристов смотровой площадкой на высоте 357 метров с углом обзора 360 градусов, а это выше, чем на башнях Petronas в Куала-Лумпуре. К услугам туристов будет и панорамный ресторан с видом на Санкт-Петербург. Также в здании «Лахта центра» будут проводить международные конференции, показы мод и культурные фестивали, которые примет зал-трансформер на 494 места. При желании его можно разделить на два отдельных зала. Новой площадкой для городских мероприятий станет первый в городе открытый амфитеатр на 2 000 человек с видом на акваторию Финского залива.

Стройка не останавливается ни на минуту. «Работы ведутся одновременно на нескольких уровнях, но последовательно снизу вверх. Сейчас этаж в ядре возводится примерно за пять дней, считаю это хорошей скоростью, на уровне мировых стандартов», ― рассказывает главный инженер «Лахта центра» Сергей Никифоров. На облицовку фасада потребуется более 72 000 квад­ратных метров стекла или 16 000 комплектов стеклопакетов. Каждый из них имеет форму параллелограмма, при этом один угол должен загибаться на 3-4 сантиметра, чтобы обеспечить особый силуэт здания. Этажи состоят из пяти лепестков, которые сначала закручиваются вокруг своей оси, а уже она обвивает основную вертикаль здания, постепенно стремясь к центру. В таком вихре, башня лаконично перейдет в шпиль: по замыслу архитекторов, у «Лахта центра» не будет крыши. «Конструкция очень сложная, аналогов пока не существует», ― добавляет Сергей Никифоров. Крановое оборудование, необходимое для возведения шпиля, уже установлено и стремительно поднимается вверх вместе со зданием. Техническое оснащение башни размес­тится в прочном ядре, которое и станет главной осью вращения лепестков-этажей. Шпиль начнут возводить уже в следующем году.

На соседнем с башней участке устанавливают свайное поле для здания многофункционального центра. Строительство механизировано, поэтому рабочих на площадке не очень много. Всего в каж­дом этапе строительства задействовано около 200-220 человек. Ручной труд применяется только в случаях, когда этого нельзя избежать и заменить его механизированными работами. Самый сложный этап уже преодолен: сделана «стена в грунте», которая защитит фундамент здания от грунтовых вод. «Стена опоясывает весь 
фундамент, она погружена на глубину 30 метров. Таким образом, стена изолирует котлован, и мы не сталкивались с водопритоками при откопке», ― объясняет директор по строительству «Лахта центра» Елена Морозова. 

 

 

 

 

Заманчивые перспективы

Трансформируя городское пространство, комплекс меняет и автомобильную карту города. Попасть в «Лахта центр» можно будет через путепровод над улицей Савушкина, движение организуют без светофоров. Впрочем, не стоит опасаться увеличения нагрузки на Приморское шоссе. Поскольку бизнес-центр находится на выезде из города, транспортные потоки разделят по направлениям. «Для удобства пешеходов и велосипедистов построят мост через Приморское шоссе и железную дорогу, он будет оборудован пассажирскими и грузовыми лифтами. Сейчас мы рассматриваем вариант строительства пешеходного моста из Парка 300-летия», ― рассказывает Елена Морозова.

«Лахта центр» ― это еще и «умный дом». Инженерные системы комплекса будут контролироваться из Единого пункта управления. Системы защиты смогут предупреждать о возникновении чрезвычайных ситуаций. Кроме того, предполагается использовать технологии раздельного сбора мусора и генераторы холода для экономного потребления энергии. На стройке уже сейчас следят за соблюдением экологических стандартов. Регулярно проводят замеры по различным показателям. Нарушений пока не выявлено.

Также в ходе экспериментов и по результатам компьютерного моделирования установлено, что башня не будет отбрасывать тень на город и не затмит собою солнечный диск. Зато над крышами петербургских новостроек взметнется вверх огромный каменный цветок. И, может быть, именно там, на высоте 462 метров, откроет нам портал в будущее. Вид сверху всегда лучше. 

Иллюстрации предоставлены пресс-службой «Лахта центра». 

Статья опубликована в журнале NewTone.

6 декабря 2016

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Из особняка в «Чайку»
Посвящается всем, кто скучает по корпусу Университета ИТМО на «Чернышевской»
Обложка статьи
Из особняка в «Чайку»
Посвящается всем, кто скучает по корпусу Университета ИТМО на «Чернышевской»