Обложка статьи

С миру по нитке

Хотите реализовать свою идею, но нет денег? Или готовы помочь другим выпустить космический календарь, записать альбом, создать умный стол? Тогда вы точно знакомы с краудфандинговыми платформами. А если нет, то самое время почувствовать себя меценатом или, наоборот, запустить крауд-кампанию.

На iPhone не собирать

Краудфандинг — онлайн-сбор средств на реализацию идеи или создание вещи. Интернет-пользователи вкладывают деньги в проект на добровольной основе, получая за это виртуальные или реальные вознаграждения. Человек регистрируется на любой краудфандинговой площадке, выбирает проект и, если отправляет деньги на его реализацию, автоматически становится спонсором. В России существует множество краудфандинговых платформ, две самые крупные из них — Planeta.ru и Boomstarter. Базовые правила для размещения проектов на этих площадках схожи.


К участию в сборе финансовых средств допускается любой гражданин страны старше 18 лет (или его поручитель, если автор проекта несовершеннолетний), имеющий счет в банке.



Нельзя собирать средства на проекты, которые удовлетворяют личные цели создателей.

 


В случае успешного завершения кампании автор должен выполнить обязательства перед спонсором.

 


С каждым автором работает менеджер, помогая в оформлении и доработке проектов.

 


Вознаграждениями не могут быть алкоголь, никотин, БАД, доли или проценты от прибыли.

 


Не допускаются проекты, связанные с политической или религиозной деятельностью, и идеи, противоречащие морально-этическим нормам и российскому законодательству.

 

Модерация проектов

После того как заявка поступает на сайт, менеджеры Boomstarter начинают активно взаимодействовать с автором: обсуждают подробности проекта, помогают оформить текст, сгенерировать броский заголовок и уникальный дизайн, продумать вознаграждения. Boomstarter оказывает информационную поддержку: включает проект в свою email-рассылку, анонсирует его в соцсетях. Если по окончании кампании у автора есть желание и шансы на успех в дальнейшем продвижении проекта, сбор средств продолжается, при этом устанавливается новая сумма, больше предыдущей. В случае когда автор не собирает на платформе запланированные денежные средства полностью, менеджеры сообщают ему об этом за несколько дней до окончания кампании. И если автор отказывается от обязательств перед спонсорами, деньги возвращаются на балансы аккаунтов пользователей. При этом спонсор может либо вывести деньги обратно, либо поддержать ими другой проект. На Boomstarter есть кураторы — различные общественные объединения, СМИ, культурно-просветительские и другие организации. У каждого куратора на платформе есть персональная страница, на которой размещена информация о компании и представлены проекты под опекой. Ежедневно кураторы просматривают появляющиеся на площадке краудфандинговые кампании. Если находится идея, которая соответствует ценностям или задачам организации-куратора, то ее представители связываются с автором и начинают поддерживать выбранный проект.

Оксана Токарева, менеджер по качеству Boomstarter

— Часто авторы проектов путают краудфандинг с инвестированием. Отличие в том, что в крауд-сборе люди скидываются небольшими суммами на то, что их эмоционально вовлекает, что близко их ценностям и интересам. Поэтому, например, проект строительства бизнес-центра или запуска интернет-магазина китайской одежды вряд ли будет иметь шансы на успех.

 

Модерация проектов обычно занимает до трех рабочих дней, со всеми авторами заключается договор. За каждой новой кампанией закрепляется менеджер, который помогает автору доработать проект, договаривается о дополнительном продвижении со стороны Planeta.ru, решает вопросы с документами, ну и просто по-человечески поддерживает и приободряет автора. Невыполнение прописанных в договоре обязательств сильно бьет по репутации проекта, поэтому авторы стараются предупреждать спонсоров об изменениях заранее. Если проект не смог набрать нужную сумму, то модераторы платформы разрешают продлить кампанию один раз. При повторной неудаче деньги в полном объеме возвращаются на личные кошельки пользователей. Эти суммы можно потратить на поддержку других проектов, приобретение товаров в магазине Planeta.ru или вернуть на банковскую карту. Когда проект собирает 25 % от финансовой цели, он может получить дополнительную помощь куратора. Кураторы — это друзья Planeta.ru, оказывающие информационную, материальную или иную поддержку наиболее активным проектам. Кураторами могут быть СМИ, владельцы лофт- или производственных площадок, другие представители бизнеса. Planeta.ru допускает к сбору денежных средств и благотворительные проекты. Правда, только от надежных фондов, которые работают больше двух лет, исправно сдают отчеты в Минюст, имеют реализованные кейсы и положительные рекомендации.

Наталья Игнатенко, PR-менеджер Planeta.ru

— В отличие от многих краудфандинговых организаций, мы выполняем и социальную миссию. Для авторов благотворительных проектов действуют более лояльные условия, но и модерация в этих случаях серьезнее. Важно, что у любого благотворительного проекта должен быть благополучатель. Человек, даже с инвалидностью, желающий получить с помощью краудфандинга яхту для личного пользования, — это не благополучатель.

 

Спецпроекты

Boomstarter совместно с телеканалом НТВ и фондом «ВЭБ Инновации» запустил телешоу «Идея на миллион». С июля по сентябрь 2017 года проходил отбор, определивший 35 полуфиналистов проекта, которые будут бороться за главный приз — 60 миллионов рублей на развитие своих идей и реализацию разработок. Участники шоу — авторы и команды технологичных стартап-проектов по пяти направлениям: информационные, энергоэффективные, космические, промышленные и биотехнологии.

Planeta.ru создала программу лояльности для активных спонсоров и магазин, где продаются результаты проектов. Одна из фишек платформы — запуск спецпроектов в сотрудничестве с крупными корпорациями, органами власти. Например, «БиблиоРодина»: пользователи Planeta.ru могут подписать на журналы региональные библиотеки. Причем для последних этот спецпроект — единственная возможность пополнить запасы периодики. Уже оформлено 315 подписок, а представители библиотек до сих пор присылают благодарности организаторам.
 

Где учиться краудфандингу

На сайте Boomstarter размещен бесплатный обучающий курс «Мастер краудфандинга». В 35 видеоуроках рассказывается все о принципах и механизмах сбора средств на крауд-площадках. Будущим авторам рассказывают, что такое краудфандинг и как он работает. Учат, как правильно оформить проект на крауд-платформе: снять проморолик, написать текст, подобрать оформление и инфографику, придумать вознаграждение. Слушатели курса также знакомятся с основами SMM: как продвинуть проект в массы, сделать его популярным и узнаваемым.

Оксана Токарева, менеджер по качеству Boomstarter

— Краудфандинг учит людей активно участвовать в общественной жизни страны, помогать развиваться малому бизнесу. Сейчас, к примеру, многие готовы пожертвовать деньги безнадежно больным детям. Но поддержать какой-то интересный проект, который может дать новые рабочие места, большинству людей почему-то не интересно. Человек не так охотно дает деньги на создание фермы, кондитерской, мастерской, благоустройство или восстановление социальных учреждений, даже если есть неплохие вознаграждения. В этом проявляются негативное отношение к чужому бизнесу и равнодушие к общему благополучию, что надо переламывать. И краудфандинг как раз может здесь помочь. 

 

Planeta.ru c 2015 года регулярно проводит «Школу краудфандинга», а с 2016 года эксперты выезжают в регионы: бесплатное обучение уже прошли жители Урала, Поволжья, Северо-Запада и Сибири. Объехать всех невозможно, поэтому создатели платформы выпустили практическое пособие и бесплатный видеокурс по краудфандингу, регулярно проводят вебинары. А в начале 2017 года генеральный директор и сооснователь Planeta.ru Федор Мурачковский подписал договор с Российским государственным социальным университетом о запуске спецкурса по краудфандингу.

Наталья Игнатенко, PR-менеджер Planeta.ru

— Мы видим свою миссию и в том, чтобы научить людей грамотно пользоваться краудфандингом и реализовывать свои идеи. Еще пять лет назад многие не верили в успешность и популярность крауд-сборов. Однако сейчас эта индустрия доказывает свою состоятельность. Мы видим здесь результаты и нашей образовательной деятельности. Самый частый миф о краудфандинге— стоит запустить проект, и деньги потекут рекой. Так почти никогда не бывает. Авторы, которые рассуждают подобным образом, чаще всего завершают свои компании неудачно. Мы заинтересованы в успешных проектах, поэтому на обучении очень много внимания уделяем продвижению и считаем, что краудфандинг — серьезная работа.


Хочу стать спонсором, как оценить проект?

Прежде всего — нужно посмотреть, сколько проект уже собрал средств и когда начался, а дальше руководствоваться здравым смыслом.

 

Стоит посмотреть видеообращение или внимательно прочитать текст от авторов. Чаще всего создатели проекта рассказывают в них о своих достижениях, дают гарантии. Если что-то остается непонятным, можно задать организаторам крауд-кампании вопрос на странице проекта.

 


Рекордные сборы


САМЫЙ БЫСТРЫЙ


Проект создания адаптации настольной игры «Серп» — 7,3 миллиона рублей за 3 месяца сбора.

 

Проект сбора средств на запись и издание новых песен Бориса Гребенщикова — 3 миллиона рублей за 1,5 дня.

 

САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ


Проект строительства «Клиники на Краю Земли» в Гватемале — 1,3 миллиона при участии 1069 спонсоров.

 

Проект фонда «Дорогою добра» — строительство центра для выпускников детских домов «Наставник+». Реализовывался совместно с блогерами Rakamakafo. Собрано 2 миллиона рублей при участии 11 тысяч человек.

 

Материал опубликован в журнале NewTone

19 января 2018

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться