Обложка статьи

Рисуй науку!

С 2013 года команда «Научпок» создает образовательные анимационные видео, отвечая на сложные вопросы просто. Сейчас у канала более полутора миллиона подписчиков. Корреспондент Анастасия ПЕТРОВА побеседовала с создателями роликов и узнала, как происходит процесс съемки, в чем сложность отрисовки кадров и почему учителя показывают их видео на уроках.

Алена Никитина, художник и главный редактор

Идея канала возникла в 2013 году у группы креативщиков на портале CarambaTV. Мы тогда много разных проектов запускали, много смотрели американского YouTube и адаптировали идеи. Научпок появился как русский аналог канала Asapscience.

За 5 лет заметно улучшилась рисовка. CarambaTV вместе с «Научпоком» и другими проектами купил холдинг СТС Медиа. Вскоре большинство проектов закрылось, но «Научпок» остался. Мало что поменялось в плане стилистики канала — заставка, разве что. Люди меняются время от времени, а вот наш диктор и два монтажера — непоколебимы.  

Мне нравится перспектива сотрудничества с образовательными учреждениями. Я знаю, что Научпок показывают учителя на школьных уроках, а потом подробнее обсуждают поднятую тему. К нам обращалось ЮНЕСКО с просьбой перевести набор роликов на армянский и киргизский для показа в школах. Видео были рассчитаны на подростковую аудиторию, с целью рассказать о темах, которые учителю сложно поднимать в классе. Про сексуальное образование, например. Были даже примеры, когда учителя ставили эти ролики и уходили из класса, дабы избежать неловкости.

Самое сложное — это нарисовать максимально понятно. Когда я получаю текст диктора, практически всегда могу легко зарисовать какую-то веселую сценку, косвенно поясняющую смысл сказанного. Научпок — образовательная программа, а не только развлекательная, поэтому 
стараюсь глубоко разобраться в теме, гуглю картинки, чтобы понять, как что выглядит, как устроено. Сложно рисовать какие-нибудь непонятные внутренности, например слои эпидермиса или образы, которые не имеют конкретной формы. 

Иногда непонятно, как наиболее этично нарисовать какой-нибудь орган. С одной стороны — дети смотрят, с другой стороны — образовательная программа, нужно все достоверно вырисовывать.

Наталья Швец, сценарист

Бывает, тема возникает спонтанно во время просмотра каких-то занимательных научно-популярных видео или чтения статей. Бывает, что темы предлагают подписчики в комментариях под роликами, а иногда приходится мониторить разные ресурсы, чтобы найти что-нибудь действительно интересное. Слежу, что актуально на просторах американского Youtube, что в новостях пишут, какие мифы на слуху.

Настоящим вызовом стал ролик «Почему вредно жить рядом с аэропортами?» Пришлось погружаться в тему аэродинамики и аэроакустики, с которой я никогда не сталкивалась ранее. 

Основные источники — это научные работы по теме и исследования. Когда я нахожу какой-то любопытный факт, то ищу подтверждение, иногда даже приходится поднимать разные справочники и смотреть информацию на англоязычных ресурсах. 

Наибольшее количество просмотров  за все время существования канала набрал ролик «Когда должен быть первый раз». В основном популярны темы, связанные с медициной, психологией, или видео про отношения между людьми. 

Оксана Клочкова, монтажер

Никаких сложностей нет с технической точки зрения, а с творческой — при монтаже очень важно соблюдать ритм повествования. Где-то нужно делать больше паузы, чтобы зрители могли обдумать слова диктора и рассмотреть картинку получше, где-то, наоборот, важен бодрый темп. 

Монтажер должен понимать, о чем идет речь в выпуске, если я чего-то не понимаю, то и зритель может запутаться, поэтому, если такое происходит, сажусь читать литературу по теме. Алена (художник) предоставляет большую свободу действий, поэтому я добавляю юмора в выпуски, что всегда приветствуется.

В основе съемки — принцип покадровой анимации. Художница рисует сценку на маркерной доске, которая лежит на столе, а камера, прикрепленная сверху, фотографирует каждую секунду рисования. В результате мне приходит больше тысячи снимков, из которых и складывается видео. 
 

Павел Хомин, монтажер

Важно снимать фото, а не видео, так как фотографии получаются гораздо большего разрешения. И если снимать видео, то файл получится слишком длинным и тяжелым. К тому же, если сядет батарейка во время съемки видео, то этот момент легко пропустить, а фотки щелкают.

Сложности периодически возникают. Например, может сбиться фокус камеры, и если этого не заметить, художнице придется перерисовывать все заново. Или длительность текста на отдельную сцену может доходить до 20 – 30 секунд, а рисуется эта сцена за 5 – 10 секунд, и сценарий не преду­сматривает движений в кадре. Получается, что 10 – 20 секунд в кадре статика, наблюдать которую не очень интересно. 

Время съемки напрямую зависит от работы художников. Им также приходится заниматься и техническими нюансами: выставить свет, закрепить штатив. Но если говорить о времени на монтаж, то у меня это обычно 12-16 часов. Один раз, когда сильно поджимали сроки, я смонтировал выпуск за 8 часов. Надеюсь, такая ситуация не повторится.

Материал опубликован в газете «Мегабайт»

9 ноября 2018

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Как окунуться в науку?
Как стать ученым? Нужны ли для этого особые знания? Разбираемся с молодыми исследователями Университета ИТМО
Обложка статьи
Как окунуться в науку?
Как стать ученым? Нужны ли для этого особые знания? Разбираемся с молодыми исследователями Университета ИТМО