Новое образование: как не потеряться в потоке информации?
Как расставить приоритеты и грамотно организовать учебный процесс? Рассылка заданий по SMS? Парты скоро исчезнут! Или о том, как Марина Казанцева, бизнес-тренер по личной эффективности, и Мария Ососкова, эксперт по профориентации, разобрали актуальные вопросы сегодняшнего образования для «Мегабайта».
Почему стоит инвестировать в свое развитие?
Марина Казанцева: Единственное, что есть у человека всегда — это креативность, навыки и знания. От них зависит успех в жизни. Инвестиция — это отказ от чего-то сейчас ради того, что можно получить в будущем. Да, сейчас, вероятно, будет не так весело, интересно и легко, зато потом будет сильно проще, быстрее, лучше. Ради этого «потом» и стоит инвестировать.
Мария Ососкова: Мы переходим в эпоху постоянного образования и развития в независимости от возраста. Уходит «то сладкое время, когда мы один раз получили профессию и всю жизнь работаем по ней».
Кто ответственен и больше всего заинтересован в нашем развитии?
Мария О.: Человек ответственен сам за себя, ведь он тратит и инвестирует свое время. Родителям важно, чтобы ребенок был в комфорте. Развитие для них не первостепенно. Работодатель же заинтересован в том объеме, который важен для прибыли компании.
Марина К.: Работодатель будет развивать вас в ключе, который удобен ему, и до тех пределов, которые его устраивают. У него есть выбор. Вы же должны быть достойны того, чтобы в вас вкладывали деньги и время.
Где взять время на свое развитие?
Мария О.: У меня есть две мысли. Первая бывает открытием: у всех одинаково 24 часа в сутках. Из этого вытекает вторая — каждый должен понимать, сколько и что он может успеть в единицу времени.
Марина К.: Когда слышу «у меня нет времени», предлагаю записать, что вы делаете в течение дня. Оказывается, мы тратим много времени на ерунду. Обучение в современном формате можно объединять с другими делами. Дорога — идеальный вариант. Есть иллюзия, что за 15 минут в пути ты ничего не успеешь. На самом деле из 15-20 минут между делами складывается достаточно времени.
Как поддержать мотивацию к обучению?
Марина К.: В мотивации главное — создать смысл. Понять «зачем?» Студентам мы рекомендуем работать, участвовать в стажировках. Взрослые же обычно знают, зачем приобретают тот или иной навык. Хорошо повышает мотивацию совместное с друзьями дело. Нужно искать вещи, объединяющие приятное с полезным.
Мария О.: Здесь как и со счастьем: человека нельзя “догнать и научить или догнать и причинить счастье”. Вопрос в том, насколько мне это надо? Если я поднимусь над бытовыми задачами, то вопрос «для чего?» перейдет в масштаб всей жизни. Есть “точка на горе Фудзияма”, куда я иду и вижу, что все это лесенки на моем пути. Было бы желание! И тогда появятся силы рано вставать и поздно ложиться.
Как обучаться эффективно?
Марина К.: Нужно знать себя, чтобы обучаться эффективно: какие каналы восприятия ты используешь, когда лучше учишься. Дальше решаем: устраивает это меня или нет. И затем начинаем себя прокачивать. Эффективно учиться — регулярно. Если ты однажды прочитал книгу и внедрил в жизнь, не значит, что на этом надо остановиться. Через какое-то время необходимо повторить материал.
Мария О.: Мне нравится пословица «Чтобы что-то было, нужно что-то сделать». Когда мы начинаем читать книгу, нужно несколько страниц, чтобы вчитаться в текст и перестать отвлекаться. Это необходимо сделать привычкой. В том числе заставлять себя читать сложную литературу, чтобы мозг развивался в иной плоскости.
Почему растет спрос на обучающие ресурсы и курсы?
Марина К.: Информация всегда была доступна. Просто надо было в библиотеку сходить, а теперь — в интернет. Проще. Но если информацию не структурировать, она будет восприниматься хуже. Почему человек готов платить деньги? Чтобы получить знания, необходимо найти информацию, собрать ее, обработать, проверить на релевантность, структурировать и только потом уложить в мозг. А мы платим деньги, чтобы другие делали это за нас. Разработчики образовательных курсов занимаются структурированием уже существующей информации и ее представлением в легком для восприятия виде.
Мария О.: Как раз вспомнила про «Нетологию», на которую два года назад смотрели с прищуром. Сейчас к ней привыкают, вкладывают деньги. На последнем Московском салоне образования ребята из Сколково признались, что недавно писали Атлас профессий будущего и думали, что этот список лет на семь-десять вперед. Но вот они эти профессии, спустя два года! И эта высокая скорость изменений начинает давить на людей, они понимают, что легче обратиться к уже готовым ресурсам.
Какие плюсы и минусы вы видите в получении образования через онлайн-платформы?
Марина К.: Оффлайн-образование завязано на другом человеке. Есть внешний стимул. И это определенным образом дисциплинирует. В онлайн-образовании нас стимулируют заплаченные деньги. Заставить себя качественно закончить курс очень сложно. Во всем остальном он удобнее, быстрее и зачастую интереснее. Потому что делают его современные люди, знающие толк в геймификации и современных методах обучения. Используемые ими форматы заточены под современного человека. Сейчас создается платформа разработки курсов для мессенджеров. Будут просто приходить SMS. Такие курсы уже существуют.
Мария О.: У меня есть товарищ, который не окончил вуз, в свое время выбрав работу проектным менеджером в high-tech компании. И он растет в ней благодаря онлайн-курсам. Для него и его руководителя этого достаточно. Главное — какие знания ты вынес. Раньше ездили за границу ради преподавателей. Сейчас включил YouTube — и ты уже там. Нет гарантии, что учитель качественно даст такой же объем информации, как записанный курс. IT-компаниям уже сейчас высшее образование в наименьшей степени интересно. Они открывают лицеи, где после девятого класса обучают своему профилю без лишней информации.
Заменят ли в будущем образовательные онлайн-платформы репетиторов?
Марина К.: Будет платное образование другого плана. Однако, в оффлайн образовании при условии грамотного преподавателя у учеников есть быстрая обратная связь. В онлайн-курсах с этим значительно сложнее.
Мария О.: Спрос на людей будет. Многое заменит программное обеспечение, но будет востребован человек.
Какие нововведения ждут нас в пространственной организации учебного процесса?
Марина К.: Во многих школах уже говорят о необходимости убрать парты. Пространство должно быть заточено под спокойное перемещение и общение в разных форматах и группах. Открытые площадки, отдельные перегородки, огромные окна в пол — это прекрасно. Но мы не должны забывать, что у больших серьезных вузов есть помещения, которые нелегко перестроить. Зачем нужны парты? Чтобы за ними писать. А если мы переходим на планшеты и смартфоны?
Мария О.: В отечественной практике меня вдохновляет пример школы «Летово», задача которой была собрать опыт лучших мировых практик. Там не просто поставили классные стулья и покрасили стены в красный. Многое завязано на психологии восприятия. Возможностей сейчас масса, качественных дизайнеров тоже, и они делают классные продукты. Вопрос в грамотном использовании.
Марина К.: Мы недавно были в компании «Герофарм», и у них фантастически красивый офис. В конце встречи сделали комплимент, а нам ответили: «Мы так привыкли, что уже не замечаем». Но от этого психология, про которую говорила Мария, не перестает действовать. Ведь в правильно организованном пространстве человек работает быстрее и проще.
Благодарим Центр личностного развития Университета ИТМО
за помощь в подготовке статьи.
Эксперты, отвещающие на вопросы в статье,
выступают в Центре личностного развития согласно расписанию.