Обложка статьи

Откуда берутся стартапы

28 сентября в Технопарке Университета ИТМО состоялось открытие преакселератора — нового образовательного курса для тех, кто хочет заниматься бизнесом. Сергей ЛЕБЕДЕВ узнал, на чем основана новая программа, что учесть при создании своего дела и как составить бизнес-план, ни о чем не забыв.

Университет ИТМО — предпринимательский вуз. С 2015 года в нем работает акселератор, который помогает стартапам развиваться, масштабироваться и находить место на рынке. Но чтобы попасть в акселератор, нужно иметь представление, как и какой продукт делать и кому его продавать. С этим должен помочь преакселератор — совместный проект Университета ИТМО и инновационного центра «ИТМО Хайпарк». Здесь люди, которые хотят открыть стартап, создадут идею проекта и подготовят его к вхождению в акселерационную программу.

Слоны и грабли

Из почти 500 участников проекта не все пришли на открытие, но в аудитории все равно не хватает мест. Руководитель акселератора и преакселератора Алексей Соломатин рассказывает, что ждет резидентов: «Вы получите знания и навыки, необходимые для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью и не наступать на грабли, на которые наступали мы, когда начинали. Мы даем поддержку менторов — наставников, с которыми вы будете работать над проектами». Участники получат доступ к pr-ресурсам Университета ИТМО и подготовят проекты к получению первых инвестиций.

«Преакселерационная программа стоит на трех слонах», — продолжает Алексей. Первый — онлайн-модуль, состоящий из текстов, видео, практических и тестовых заданий, которые помогут начать работу над проектом. Второй — подкрепление знаний восемью воркшопами. «Мы здесь за практическую работу. Нельзя научиться предпринимательству, не занимаясь им». Третий «слон» — персональный наставник, которых в команде преакселератора 10, и каждый будет заниматься несколькими проектами. 

Главным партнером акселератора стал «ИТМО Хайпарк» — центр инноваций, высоких технологий и образования в Санкт-Петербурге. «Запуск преакселератора — один из первых шагов в направлении работы со стартапами, — комментирует Марина Суровая, pr-директор “ИТМО Хайпарк”. — Мы собрали профессиональную команду экспертов и трекеров, которые заинтересованы работать с проектами и привести их к результату». Параллельно с работой преакселератора «Хайпарк» запустит программу по заочному резидентству. В декабре, в рамках международного форума Highpark 2019 состоится питч-сессия для лучших команд преакселератора.

Сразу к делу

Практическая направленность проекта, о которой говорят, — это не пустые слова. Уже во время кофе-брейка участники преакселератора знакомятся друг с другом, задают вопросы организаторам, а те, кто пришел с готовой идеей проекта, ищут людей в команду.

После перерыва начинается первый воркшоп из обещанных восьми. Здесь под руководством бизнес-менеджера Максима Макарова участники составляют обзорный бизнес-план, чтобы потом по подобию они могли проработать его для своих проектов. «Как правило, в бизнес-планах и презентациях упускают план продаж. Люди часто не дают его, и непонятно, как будут развиваться продажи продукта или услуги. Также часто не задумываются о рисках, а их минимизация — это очень важный процесс».

Алексей Соломатин, директор Акселератора Университета ИТМО

— Акселераторы по всему миру устроены так, что они берут проекты на стадии масштабирования, когда вполне понятно, что делать: качать маркетинг, продажи и получать прибыль. Мы же работаем с проектами на стадии идеи, и наша задача — это дотянуть людей, которые что-то придумали, до состояния, когда у них есть сформировавшийся бизнес-проект. Разделение на преакселератор и акселератор мы придумали потому, что существует много технических проектов, в которых есть продукт, но его создатели не знают, где его применить. В итоге они тратят много времени на создание чего-то, что никому не интересно.

Участники преакселератора попытаются понять, какую проблему решают и для кого, какую ценность несут и так далее. В этом помогут наставники, мы их также называем менторами, или трекерами. Это люди, которые сами прошли такой путь и готовы поделиться опытом, чтобы участники программы не тратили время и деньги впустую, а двигались в нужном направлении. Они сформируют бизнес-проект, подойдут к созданию минимально значимой версии продукта и будут готовы стать частью акселератора.

22 октября 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Живая паста
Репортаж из цеха по производству паст Any Pasta. Корреспонденты выяснили, чем живая паста отличается от фабричной, что такое дурум, и почему тесто желтого цвета.
Обложка статьи
Живая паста
Репортаж из цеха по производству паст Any Pasta. Корреспонденты выяснили, чем живая паста отличается от фабричной, что такое дурум, и почему тесто желтого цвета.