Обложка статьи

Почему трудно быть богом?

Написанная в прошлом столетии повесть братьев Стругацких до сих пор волнует умы читателей.  Кто в современном обществе является богом в терминологии Стругацких? Почему человеком быть проще? Корреспондет «Мегабайт» побывала на открытой лекции «Почему трудно быть богом?», где социолог Алена Геворкян ответила на все эти вопросы. 

Сюжет книги (со спойлерами)

Группа земных ученых прибыла на другую планету, где общество находится на уровне развития, соответствующем земному Средневековью. Цель ученых —наблюдать за развитием этой цивилизации, направлять и предотвращать явные исторические ошибки, пережитые в свое время на Земле.

Первый министр этого общества получил должность нечестным путем, а затем уничтожил экономику. Теперь те, кто могут задавать вопросы и ставить под сомнение его решение, то есть все ученые и образованные граждане, подвергаются гонениям. 

Главный герой — землянин и ученый Антон. Он влюбился в местную девушку Киру и уже не мог оставаться равнодушным к происходящему в ее мире. Он решил вернуть общество на верный путь. Случились революция и государственный поворот, но изменить ничего не получилось. Установился теократический тоталитаризм, а Антон попал под репрессии и погиб.

Кто является богами в повести Стругацких?

Боги — это ученые, прибывшие с Земли для исследования. 

Произведение Стругацких очень мифологично. Как и в мифах Древней Греции, тут существуют два пространства: в одном живут боги, обладающие сверхзнаниями, а в другом — обыватели, необразованные и жестокие люди. Из-за этой аналогии с мифологией авторы называют ученых «богами».

Боги у Стругацких хладнокровны. Они обладают высшим знанием, но обязаны не вмешиваться в людской мир — лишь изучать его и слегка направлять ненасильстенными методами. Они ценят равновесие и не допускают перевеса какой-либо из сторон в борьбе добра и зла.

И все же основное качество бога — это невмешательство. А человек, пытающийся преобразовать, переделать сам мир и других людей — антипод бога.

Как раз эту черту перешел Антон. Возлюбленная главного героя стала посредником, который делает из бога человека. Такой сюжет популярен в мифологии разных стран. Антон переходит из роли наблюдателя в позицию преобразователя. Он увидел мир глазами своей любимой и отошел от миссии бога, пытаясь спасти ученых от гонений правительства, и потерял связь с когортой коллег-ученых.

Какая категория людей современности может претендовать на положение «богов» (в интерпретации Стругацких)?

Конспирологические заговоры? Масоны? Существует множество теорий. Возможно ли такое, что кто-то так же, как и в романе Стругацких, внедряется в наше общество и следит за нами?

Не возможно, а точно. 

Это социологи.

В современном обществе тот, кто исследует людей, становится таким же ученым, как у Стругацких. Социологи постоянно ведут наблюдения в различных коллективах. Включенное наблюдение — это метод исследования, который позволяет социологам «внедряться» в общества и изучать поведение людей в их «естественной среде». Социологи в роли полноценных участников появляются, к примеру, в лабораториях, школах, рабочих коллективах, деревнях.

Как и Антон в повести «Трудно быть богом», социолог легко может вовлечься. Ученому бывает очень сложно не посочувствовать или не прийти на помощь. Так, чем меньше опыта у социолога, тем больше его желание вмешаться.

На этом трудности не заканчиваются. Часто даже при составлении социологических опросов эксперты ненамеренно наводят опрашиваемых на правильный или наиболее предпочтительный ответ. Такие намеки читаются в самих формулировках вопросов. Социологам непросто составить их так, чтобы люди могли выразить свое собственное мнение. Важно не допустить ошибки Антона: не вмешаться, не ориентироваться на личные взгляды в чужой реальности.

Социология — непростая наука. Она требует отстраненного исследования и наблюдения за людьми. Именно социологи ассоциируются с богами из повести Стругацких. И быть богами действительно сложно.

Автор: Милена Рыбина

3 ноября 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Золотая‌ ‌осень‌ ‌технооптимизма
Технооптимисты думают, что инновации приносят обществу пользу, а технопессимисты — с точностью до наоборот. Как к прогрессу относятся россияне, кому или чему доверяют?
Обложка статьи
Золотая‌ ‌осень‌ ‌технооптимизма
Технооптимисты думают, что инновации приносят обществу пользу, а технопессимисты — с точностью до наоборот. Как к прогрессу относятся россияне, кому или чему доверяют?