Обложка статьи

Внутренний дискомфорт И. Граслова

Игорь Граслов, его настоящее имя Максим Захаров — дизайнер, бренд-менеджер и концептуалист. Игорь занимается смысловым наполнением брендов, разработкой уникального позиционирования и созданием креативного контента. В интервью для «Мегабайта» он рассказал, каков путь от граффитиста до маркетолога.

Максим, у тебя есть творческий псевдоним. Почему не используешь настоящее имя, когда занимаешься творчеством, маркетингом или дизайном?

ИГ: Все началось со школьных лет, когда я увлекался граффити, а в этой культуре все придумывают себе псевдонимы. Но в дальнейшем я стал использовать его как название в качестве маркетингового инструмента — оно помогает определить род деятельности. К примеру, по названию магазина можно понять, какие товары и для кого они продаются. Один предприниматель сказал, что мой нейминг уникален: определяет людей, заинтересованных работать со мной. Поэтому на уровне псевдонима формируется целевая аудитория. 

Представь, что ты выставляешься в арт галерее: к какому направлению ты бы отнес свои работы?

ИГ: Концептуализму, где максимум смысла выражен минимальными средствами. В основном я беру за основу злободневные мнения. Например, люди не высыпаются или им не хватает денег. Либо то, что волнует меня как обычного человека: сейчас это тема одиночества.

Свой стиль — это что-то новое или совокупность чего-то существующего? 

ИГ: Мой стиль — это собственные принципы, определенные алгоритмы и мотивы, которыми я руководствуюсь при создании тех или иных работ. У каждого человека есть свои желания, опыт и переживания, откуда и формируется самостоятельный стиль. Стиль — совокупность предыдущего опыта.

Хотелось ли тебе когда-то создать свою команду, а не работать только в одиночку?

 ИГ: Я люблю работать в команде, но в глобальном смысле для этого нужно создавать агентство. И в дальнейшем заниматься его управлением, поиском клиентов, вместо того, чтобы заниматься проектами заказчиков. Сейчас я работаю в команде лишь в рамках единичных проектов. Когда под определенные задачи собираются люди, но после завершения все расходятся по своим делам.

Тебе довелось попробовать свои силы как художника в разных отраслях: граффити, рисунок, архитектура, каллиграфия, дизайн и реклама. Где и в каком формате тебе больше всего комфортнее работать?

ИГ: Я чувствую себя комфортно там, где могу предложить свою работу людям, а они готовы за это платить. Деньги и внимание — основные определяющие показатели при выборе направления.

Почему так часто менял формат работ? 

ИГ: Я стараюсь не концентрироваться на чем-то одном. Когда я учился на архитектора, проекты казались слишком длинными — в дизайне все оперативнее. Потом я поймал себя на мысли, что дизайнерские проекты недостаточно социальные. Теперь я занимаюсь и образовательной деятельностью. Стараюсь думать о том, чего хочу для себя и что мне не нравится на данный момент. 

Креативными рождаются или становятся?

ИГ: Существует стереотип о креативе, и его часто путают с творчеством, но это не так. Креатив — это прежде всего форма мышления, в которой человек ищет интересное и функциональное решение для определенной проблемы. Предрасположенность имеет место быть, но человек всегда может научиться совершать те или иные действия. Когда я занимался каллиграфией, у меня был друг с большими и совсем деревянными руками, что непозволительно для такого изящного вида творчества. Представьте мое удивление, когда спустя год-два у него стали получаться утонченные штрихи и завитушки. Этот случай стал показательным, и теперь я верю в способность обучиться всему каждому.

Есть ли у тебя какие-то источники вдохновения, может, традиции?

ИГ: Очень сильно заряжает смена обстановки: поездка в другой город или страну. Я стараюсь хотя бы раз в месяц выезжать за пределы Петербурга. Более доступным решением служат долгие прогулки нестандартными маршрутами по городу или выходные в области.

Наверняка ты принимал много кардинальных решений, меняющих течение твоей жизни. Жалеешь ли о чем-то?

ИГ: Нет, однако принял эту позицию совсем недавно. Мне всегда казалось, что визуальная среда не так подходит мне, как артистически-социальная. Но сейчас понимаю, что в том случае у меня бы не сформировался такой функционально-смысловой подход к любому проекту. Я очень ценю накопленный опыт и ни в коем случае не променял бы его даже на лучшую жизнь, потому что не могу представить себя без этих знаний.

Одолевали ли тебя страхи или сомнения при принятии решений, влияющих на исход твое будущее? 

ИГ: Я изменяю то, что мне не нравится в данный момент. Новые действия мне удается совершать, отталкиваясь от предыдущего опыта. То есть существует внутренний дискомфорт, и я решаю конкретную проблему сейчас. Я ухожу в смежную среду, но тем не менее она остается творческой: из граффити к рисунку, оттуда к архитектуре и так далее. Кроме того, я отталкиваюсь от ресурсов, которые есть у меня в определенный период времени.

Были ли случаи, когда не смог оправдать надежд? Заказчик всегда доволен твоей работой? 

ИГ: Для меня ошибки в профессиональном плане, когда не получилось выложиться на все сто. Помню, был один провальный проект, потому что я слабо подготовился, переоценил себя. В итоге он оказался очень похож на работы другого художника. Но важно сделать работу над ошибками, справиться с внутренними сопротивлениями и продолжить свой путь. 

С какими компаниями тебе довелось работать?

ИГ: Самые именитые проекты: участие в VK FEST’е, проведение художественного интерактива на стадионе «Газпром-арена» во время матча «Зенита» и создание мерча для табачного бренда DARKSIDE.

Есть компании, с которыми тебе бы хотелось сотрудничать?

ИГ: Больше всего это известные личности, чье творчество меня привлекает: комики, рэперы. К примеру, я бы хотел сделать мерч для Нурлана Сабурова. А также выступить на крупных образовательных площадках, таких как DesignProsmotr и TEDx.

Параллельно с работой ты занимаешься образовательной деятельностью. Кого и чему ты обучаешь?

ИГ: Со школьных лет мне очень нравилось объяснять материал для одноклассников. Образовательный проект «Ступени» стал моим официальным стартом в 2016 году. 

Что я хочу сделать? Я хочу развить креативное мышление у современного поколения. Креативные технологии — конкурентное преимущество на рынке труда. Но моя конечная цель — научить людей думать о своих интересах, целях и жизни.

С кем я работаю? Преимущественно это студенты вузов, но доводилось работать со школьниками и владельцами компаний. Заинтересованность у ребят, учащихся в вузах, гораздо больше, потому что они всегда хотят узнать что-то новое, чтобы применить это в будущем.

Какими качествами должен обладать человек, приходящий к тебе на образовательный блок, чтобы развить креативное мышление?

ИГ: Во-первых, иметь открытое мышление. Это значит не концентрироваться на чем-то одном, что ты знаешь. А сделать шаг назад и взглянуть на ситуацию шире. Мои занятия как раз направлены на это. Во-вторых, необходимо желание узнать что-то новое. В-третьих, внимательно слушать мои подсказки и стараться как можно больше отвечать на вопросы. 

Что посоветуешь людям, желающим встать на творческий путь?

ИГ: Сохраняйте свой внутренний дискомфорт — это ваше стремление к постоянному совершенствованию. Он возникает между мечтой, каким мир должен быть, и тем, какой он есть на самом деле. Поэтому фантазируйте об идеальном мире и сокращайте этот разрыв между ожиданием и реальностью.

Автор текста: Анастасия Шеховцова

25 ноября 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Там, где живет творчество
Как и где можно заниматься самыми нестандартными видами творчества
Обложка статьи
Там, где живет творчество
Как и где можно заниматься самыми нестандартными видами творчества