Если журналистика — ремесло, то литература — шарлатанство
Есть ли та грань, где заканчивается деятельность корреспондентская и начинается писательская, можно ли безболезненно две эти вещи сочетать и какие есть плюсы у той и другой профессии? Главные выводы с этой дискуссии писателей, редакторов и журналистов на Санкт-Петербургском международном культурном форуме записала корреспондент «Мегабайта» Маша Кокоурова.
«В идеале, журналистика — это передовой отряд литературы», — так отвечает на вопрос о том, насколько тесно должны связаны два этих понятия писатель и журналист Дмитрий Быков. Тексты в этом жанре, по его мнению, должны быть написаны лучше, чем обычная литература, потому что быстрее — это во-первых. И одна из главных их целей — прямое воздействие, в отличие от текстов литературных , во-вторых.
Журналистика вступает в действие, когда мы сталкиваемся с тем, что до сих пор не видели. В момент, когда нашего литературного инструментария недостаточно, чтобы описать явление. И, к примеру, документалистика необходима, когда традиционная литература «пасует» и где «вымысел — оскорбителен».
«Нет хорошего романа о каторге», но есть чеховский документальный «Остров Сахалин», который в свое время вызвал такое общественное волнение, что правительство вынуждено было изменить условия содержания каторжников. А одним из лучших расследований 20-х годов, по мнению Быкова, было «Комаровское дело» писателя Михаила Булгакова.
«Большая литература и большая журналистика возникли практически одновременно — в начале XVII века», — так комментирует литературный критик Павел Басинский тезис о том, что писательство — дело более зрелое и «вечное», в то время как газета живет один день.
Отсчет «большой» литературы колумнист Российской газеты начинает с «Дон Кихота» Сервантеса, а большой журналистики с Тридцатилетней войны, начавшейся в 1618 году между европейскими государствами. О ней еще многие историки говорят, как о первой мировой. Тогда освещать все, что происходит на политической и экономической арене с торговой площади, как раньше, стало невозможным. И в 1631 году во Франции выходит первый номер газеты La Gazette.
С тех пор мало что поменялось. Люди нуждались в информации: ее они получали из газет. Сейчас этим каналом чаще всего выступает интернет-сми, но потребность закрывает ту же. Параллельно у человека было желание и эту реальность «осмыслить в художественной форме». Здесь Басинский приводит в пример «Бесов» Достоевского, написанных «по следам «нечаевского» процесса.
Произведения «Капитанская дочка» и «История пугачевского бунта» А. С. Пушкина пример того, как одно и то же событие раскрывается в разных жанрах. Повесть про Петрушу Гринева — это, все-таки, литература в самом классическом понимании. В то же время, история про бунтовщика, написанная в «почти репортажном ключе» после поездки по Оренбургскому краю больше похоже по формату на журналистскую работу.
«Если журналистика — ремесло, то литература — это шарлатанство». Потому что литература — по большому счету, выдумка. В журналистском тексте все авторские, непроверенные «придумки» назовут «фейком», а у писателя фантазировать — прямая обязанность. Об этом упоминает и заместитель главного редактора «Российской газеты» Ядвига Юферова, говоря так: «журналист с воображением приносит теории». Ректор Литинститута Алексей Варламов отвечает другим тезисом: «Но у писателя есть свои привилегии — быть по-настоящему свободным». Не зависеть от заданий редактора, работать в одиночку, а не в коллективе (хотя как таковых редакций в традиционном понимании осталось совсем немного) и не зависеть настолько, насколько зависит журналист от актуальной повестки. «В газету завтра завернут рыбу, а писатель пишет в вечность» — так неутешительно резюмирует Алексей Варламов.
Так и что же, журналистика и литература — части одного целого или два соперника? К однозначному и радикальному выводу во время дискуссии не пришли. Здесь каждому свое: журналисты будут говорить о важности документализма и о том, «чем литературнее сюжет, тем меньше жизни». Тем самым призывать черпать все оттуда, из реальности. А писатели будут отвечать, что «ни одна биография не будет иметь такого тиража, как «Гарри Поттер».
Фотография из архива «Культурного форума». Автор: Сергей Шинов