Обложка статьи

Если журналистика — ремесло, то литература — шарлатанство

Есть ли та грань, где заканчивается деятельность корреспондентская и начинается писательская, можно ли безболезненно две эти вещи сочетать и какие есть плюсы у той и другой профессии? Главные выводы с этой дискуссии писателей, редакторов и журналистов на Санкт-Петербургском международном культурном форуме записала корреспондент «Мегабайта» Маша Кокоурова.

«В идеале, журналистика — это передовой отряд литературы», — так отвечает на вопрос о том, насколько тесно должны связаны два этих понятия писатель и журналист Дмитрий Быков. Тексты в этом жанре, по его мнению, должны быть написаны лучше, чем обычная литература, потому что быстрее — это во-первых. И одна из главных их целей —  прямое воздействие, в отличие от текстов литературных , во-вторых.

Журналистика вступает в действие, когда мы сталкиваемся с тем, что до сих пор не видели. В момент, когда нашего литературного инструментария недостаточно, чтобы описать явление. И, к примеру, документалистика необходима, когда традиционная литература «пасует» и где «вымысел — оскорбителен». 

«Нет хорошего романа о каторге», но есть чеховский документальный «Остров Сахалин», который в свое время вызвал такое общественное волнение, что правительство вынуждено было изменить условия содержания каторжников. А одним из лучших расследований 20-х годов, по мнению Быкова, было «Комаровское дело» писателя Михаила Булгакова.

«Большая литература и большая журналистика возникли практически одновременно — в начале XVII века», — так комментирует литературный критик Павел Басинский тезис о том, что писательство — дело более зрелое и «вечное», в то время как газета живет один день.

Отсчет «большой» литературы колумнист Российской газеты начинает с «Дон Кихота» Сервантеса, а большой журналистики с Тридцатилетней войны, начавшейся в 1618 году между европейскими государствами. О ней еще многие историки говорят, как о первой мировой. Тогда освещать все, что происходит на политической и экономической арене с торговой площади, как раньше, стало невозможным. И в 1631 году во Франции выходит первый номер газеты La Gazette.

С тех пор мало что поменялось. Люди нуждались в информации: ее они получали из газет. Сейчас этим каналом чаще всего выступает интернет-сми, но потребность закрывает ту же. Параллельно у человека было желание и эту реальность «осмыслить в художественной форме». Здесь Басинский приводит в пример «Бесов» Достоевского, написанных «по следам «нечаевского» процесса.

Произведения «Капитанская дочка» и «История пугачевского бунта» А. С. Пушкина  пример того, как одно и то же событие раскрывается в разных жанрах. Повесть про Петрушу Гринева — это, все-таки, литература в самом классическом понимании. В то же время, история про бунтовщика, написанная в «почти репортажном ключе» после поездки по Оренбургскому краю больше похоже по формату на журналистскую работу.

«Если журналистика — ремесло, то литература — это шарлатанство». Потому что литература — по большому счету, выдумка. В журналистском тексте все авторские, непроверенные «придумки» назовут «фейком», а у писателя фантазировать — прямая обязанность. Об этом упоминает и заместитель главного редактора «Российской газеты» Ядвига Юферова, говоря так: «журналист с воображением приносит теории». Ректор Литинститута Алексей Варламов отвечает другим тезисом: «Но у писателя есть свои привилегии — быть по-настоящему свободным». Не зависеть от заданий редактора, работать в одиночку, а не в коллективе (хотя как таковых редакций в традиционном понимании осталось совсем немного) и не зависеть настолько, насколько зависит журналист от актуальной повестки. «В газету завтра завернут рыбу, а писатель пишет в вечность» — так неутешительно резюмирует Алексей Варламов.

Так и что же, журналистика и литература — части одного целого или два соперника? К однозначному и радикальному выводу во время дискуссии не пришли. Здесь каждому свое: журналисты будут говорить о важности документализма и о том, «чем литературнее сюжет, тем меньше жизни». Тем самым призывать черпать все оттуда, из реальности. А писатели будут отвечать, что «ни одна биография не будет иметь такого тиража, как «Гарри Поттер».

Фотография из архива «Культурного форума». Автор: Сергей Шинов

25 ноября 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Как писателю выйти из зоны комфорта?
Литературный клуб «Феникс» запустил марафон  «Загадки прошлого лета»
Обложка статьи
Как писателю выйти из зоны комфорта?
Литературный клуб «Феникс» запустил марафон  «Загадки прошлого лета»