Обложка статьи

Полюбить технологии

Как получать удовольствие от исследования научных разработок, рассказал кандидат социологических наук, сотрудник Центра STS Николай Руденко в лекции «Как гуманитарию перестать бояться и полюбить исследование технологий».

Такие разные 

«Существуют две профессиональные культуры — технари и гуманитарии», — начинает лекцию Николай Руденко. Разница между ними велика. Автор лекции приводит в пример историю своей семьи — он сам с детства любил читать, в то время как его брат не брал в руки книги и свободное время посвящал информатике. Чем обусловлена такая разница? 

Одним из первых этим вопросом заинтересовался Чарльз Сноу, английский писатель-реалист, физик, химик и государственный деятель, живший в XX веке. Благодаря разносторонним увлечениям он изучил людей обоих складов ума и пришел к выводу, что для художественной интеллигенции его времени (так ученый назвал гуманитариев) характерны упадническое настроение, «моральная западня» — свои проблемы кажутся им важнее чужих. Современники, занимавшиеся технической наукой, по мнению Сноу, интересовались в основном своей областью, мало читали художественную литературу, большинство из них придерживались консервативных взглядов. Эти различия он объяснил особенностями образования — и гуманитарии, и технари изучали только то, что непосредственно им нужно было для специальности и поэтому плохо были осведомлены о других предметах. Возможно, подобная тенденция прослеживается и сейчас. 

Есть и другое объяснение. Оно заключается в том, что развитие культуры вызвано появлением технологий. Каково влияние промышленной революции? Из-за перехода от ручного труда к машинному многие рабочие потеряли свои места. Представители буржуазии понимали, что экономика уже не может служить силой, объединяющей народ, так как разрыв между бедными и богатыми становился слишком велик. В итоге они начали развивать идею национальной культуры, в которой могли найти что-то свое разные слои населения. Таким образом, различия между гуманитарными и техническими науками может быть вызвано тем, что первые изначально создавались в противовес вторым. 

Science Free

Историк и инженер Самуэль Флорман писал о том, что до 1950 года инженеры жили в золотом веке, так как в то время все их изобретения воспринимались обществом положительно. Во второй половине XIX века люди впервые задумались о проблемах экологического развития, вызванных технологиями. В 1962 году вышла книга Рейчел Карсон «Безмолвная весна», в ней рассказывается о последствиях загрязнения окружающей среды пестицидами. Еще одна проблема, с которой столкнулись люди, — отсутствие безопасности, так как многие производители в погоне за прибылью забыли о надежности изделий. Показательный пример — автомобили, конструкторы которых мало заботились о защите водителей при авариях. В итоге общество начало задумываться, насколько цена, которую они платят за технологии, оправдана. 

Многие чувствовали, что наука работает не для людей. Появлялись движения против технологий, люди гуманитарных профессий выступали за контроль науки с точки зрения этики. К этому периоду относится возникновение понятие «технодепрессии». Ответом на возникшее напряжение стали в том числе действия террориста Теодора Казински, который начиная с 1978 года на протяжении 16 лет посылал бомбы в университеты и авиалинии в качестве протеста против развития и внедрения технологий. Общество того времени разделилось на «технопессимистов» и «технооптимистов». Лектор говорит о том, что в их центре STS (центр исследований науки и технологий) выступают за технореализм — баланс двух позиций, принятие аргументов обеих сторон. Технореалист пытается разобраться, будет ли итог разработок полезен для общества или нет, именно из такого взгляда на мир развивается настоящая любовь к исследованиям технологий.

О любви 

Интерес Николая Руденко к технологиям возник, когда он стал работать в компании своего брата и увидел программу, которая должна была брать данные с сайта и предоставлять их пользователю. Тогда он впервые осознал, что технология может быть инструментом, помогающим людям и способным работать какое-то время автономно. Любой объект может научить чему-то новому, только надо его полюбить. Как это сделать? Есть три типа любви: Филиа  — дружеская любовь, Эрос — любовь, при которой объект любви обладает качествами, которых, как тебе кажется, нет у тебя, и Агапо — аналог христианская любовь ко всему живому. Технологии лучше любить именно последним видом, и тогда будет интересно их исследовать. 

Три главных врага исследования:

  • медиа, которые освещают технологические прорывы кратко, «без любви», часто недостаточно хорошо разобравшись в материале, 
  • ученые, чьи познания ограничены их областью и целями, 
  • гуманитарии, часто отказывающиеся видеть положительные стороны технологии. 

 

10 октября 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Где применяют ядерные технологии?
Материал с лекции «Новые технологии в атомной энергетике»
Обложка статьи
Где применяют ядерные технологии?
Материал с лекции «Новые технологии в атомной энергетике»