Обложка статьи

Краудфандинг в России: при чем тут наука?

В январе 2019 года редакция «Мегабайт» запустила новую рубрику HELP&SCIENCE — рубрику про краудфандинговые научно-технологические проекты и гражданскую науку. Позже мы стали рассказывать и о просветительских организациях, и об образовательных проектах, и о социальных частных инициативах. Но истоки не забыли. Евгений ШИЛИНГ выяснил, насколько эффективен краудфандинг в России для реализации научных идей.

Краудфандинг во всем мире начался с музыки. Первая отечественная и самая крупная краудфандинговая платформа Planeta.ru (70 % всех средств крауд-платформ в России) не исключение. У музыкантов много поклонников, которые привыкли платить: за билет на концерт, за мерч и прочее. К тому же многие из них хотят ощутить причастность к творчеству любимого исполнителя, потому краудфандинг может быть способом общения с фанатами. Но если восемь лет назад музыкальные проекты составляли около 80 % контента, то сейчас — около 20 %. Теперь первое место они делят с социальными инициативами: творчества не стало меньше, просто расширился краудфандинг.

В отличие от зарубежных крауд-платформ, где успешность проекта определяют по принципу «все или ничего», в России таковыми считают кампании, собравшие от 50 % изначально заявленной суммы. Конечно, при условии, что им этих денег хватило.

Подробнее о том, что такое гражданская наука и краудфандинг и как они помогают ученым и бизнесменам, читайте в статье.

Механизм краудфандинга позволяет компаниям получить финансовую поддержку, не обращаясь в банки, к фондам и на биржи, и протестировать рынок до выхода продукта. Например, если компания желает получить инвестирование от физического лица, ей необходимо заключить нотариально заверенный договор, стоимость которого в центральной части России составляет примерно 20–30 тысяч. Также краудфандинг дает возможность людям, готовым инвестировать лишь небольшую сумму, стать частью проекта.

С появлением криптовалют, развитием частных акционерных обществ и идеи стартапов, популярность краудфандинга в России резко возросла. В связи с этим Государственная Дума решила внести ряд поправок для регулирования этой финансовой зоны. В августе 2019 года вышел Федеральный закон № 259, согласно которому появилось понятие «инвестиционной платформы», а краудфандинг как альтернативный источник коллективного финансирования проектов принял официальный статус.

Наталия Игнатенко, PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru:
— За границей краудфандинг зародился раньше и уже стал частью культуры: за рубежом больше 500 краудфандинговых платформ, а в России их даже не десятки, а единицы. Нам же до сих пор приходится объяснять принцип работы краудфандинга авторам и участникам проектов — хотя и реже, чем восемь лет назад, когда только запустили Planeta.ru. Тогда мы буквально пробивали лбом стену недоверия — никто не воспринимал всерьез, что в России люди будут платить за то, чего еще нет.  Тем не менее, на сегодняшний день общий сбор платформы составляет более одного миллиарда и двухсот пятидесяти миллионов рублей. 

Эту цифру глупо сравнивать с зарубежными показателями: разные зарплаты, уровень жизни, слабое развитие интернета и e-commerce в России восьмилетней давности и крайне непростое прошлое. Например, финансовые пирамиды: у краудфандинга с ними нет ничего общего, но подобные мысли неизбежно приходят на ум многим. Но если посмотреть на сумму в контексте того, что было реализовано на эти деньги, то сделано немало: с помощью краудфандинга в России выпускают творческие произведения, открывают выставки и музеи, благоустраивают городские зоны, строят приюты для животных, решают важные социальные проблемы.

Оксана Токарева, PR-менеджер краудфандинговой площадки Boomstarter:
— В России в краудфандинге меньше конкуренция, чем за рубежом. У нас чаще собирают деньги на книги и настольные игры, музыкальные проекты известных авторов и социальные инициативы. В то время как на западных площадках популярные и хорошо финансируемые направления — технологии и малый бизнес. Но успех проекта зависит скорее от продвижения и усилий автора, чем от его категории.

На нашу платформу из технологических проектов чаще обращают внимание либо IT-проекты с мобильными приложениями для самых разных целей: от правильного питания и контроля за финансами до туризма и творчества, — либо медицинские технологии: например, проект по борьбе с сахарным диабетом I типа. Одно время были довольно популярны технологические проекты с уклоном в агрономию: домашние мини-фермы, гидропоника.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Но не у всех все прошло так успешно. Например, кемеровскому проекту «Новый клапан для новой жизни» не удалось собрать деньги с помощью краудфандинга. Сегодня проект финансируется за счет бюджетных средств организации и гранта Российского фонда фундаментальных исследований и Администрации Кемеровской области.

Мария Резвова, научный сотрудник Лаборатории Новых Биоматериалов НИИ КПССЗ:
— Предложение попробовать запустить крауд-акцию поступило от сотрудников отдела, которые занимаются сопровождением научных исследований. Также повлиял тот факт, что у коллег уже был подобный положительный опыт.

Я не очень хорошо понимаю механизмы работы краудфандинговой площадки, но предполагаю, что проект продвигают посредством дополнительной информации. Например, раздел новостей проекта. Видимо, информационная поддержка оказалась недостаточно хорошей. Вероятно, проекту не хватило и цепляющих иллюстраций, сильного текста. Ведь много зависит от эмоций читателя.

Скорее всего, в ближайшее время обращаться к краудфандингу мы не станем. Прежде всего потому, что рассматриваем другие источники, где шансов получить поддержку фундаментальной науки или прикладного исследования больше.

Плюсы и минусы
— Краудфандинг — это хорошая точка для любого старта, — считает Мария. — Почти у каждого проекта есть шанс получить финансирование, для этого необязательно иметь опыт или громкое «имя». Нет какой-либо внушительной отчетности: статей, патентов и так далее. Ты можешь попробовать и имеешь право на ошибку. Для малого бизнеса, социальных акций, непрофессионального творчества это отличная возможность.

Но конкретно для науки суммы, которые можно получить на краудфандинге, небольшие — проект за такие средства не реализовать. Кроме того сами темы фундаментальны и не особенно привлекательны для обывателя. Поэтому я за то, чтобы поддержку науке осуществляли государственные или частные экспертные фонды.

Однако краудфандинг хорошо помогает научно-популярным фондам и акциям. Пример тому просветительский фонд «Эволюция». С 2015 года они ежегодно запускают крауд-кампанию, посредством которой собирают деньги на все свои проекты: книгоиздательство, Школу лекторов, «Слет просветителей» и так далее. Немаловажна и информационная поддержка: партнерство с близкими по духу организациями, преданная аудитория, которая расскажет о вас в социальных сетях, и противоречивые лоты (поход в бар с известным лектором или яйцеклетка научного журналиста), о которых потом напишут в СМИ.

Подробнее о механизмах работы краудфандинга читайте в статье Ирины ТРОЦЕНКО.

10 июля 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Распродажи: пятицентовый король, полиция и интернет
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» разбираемся, как застенчивость помогла придумать ценники и кто назвал пятницу черной
Обложка статьи
Распродажи: пятицентовый король, полиция и интернет
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» разбираемся, как застенчивость помогла придумать ценники и кто назвал пятницу черной