Обложка статьи

Шахматы: история матов и победа машин

Когда-то шахматы были игрой царей и императоров, а сегодня это уже  вид спорта. Так, например, российские шахматистки досрочно выиграли Чемпионат Европы 5 ноября 2017. Как появились и развивалась игра рассказываем в еженедельной рубрике «Имени языка Эйнштейна».

Раджа, пшеница и ферзь
История шахмат начинается с индийской игры чатуранга, появившейся около 2000 лет назад. Она была прообразом битв, но только без жертв. Именно поэтому многие правители того времени проявляли к ней интерес. Всего было четыре участника, каждый со своей армией во главе с королем, или раджой. В состав войска входили: колесница (ратха), слон (хасти), всадник (ашва) и четыре пешки (падати). Ходы определяли игральными костями. Фигуры передвигали по клеткам доски, состоящей из 64 полей, как и в современных шахматах.

По одной из легенд чатурангу придумал жрец. За свое изобретение он попросил у правителя зерна пшеницы, количество которых увеличилось бы вдвое на каждой клетке: на первой — одно, на второй — два, на третьей — четыре. Так до тех пор, пока не будет заполнена вся доска. Государь посчитал, что в сумме масса крупы равнялась бы примерно 1200 триллионам тонн. Столько не было во всем мире. В знак благодарности царь отдал жрецу собственные запасы. 

В VII веке шахматы попали на Восток к арабам, которые изменили правила. Теперь играли в них вдвоем и ходили по очереди. У каждого противника было по два комплекта армии, но один из королей стал ферзем и передвигался на одно поле по диагонали. Его название в переводе с персидского означает «советник». Победа засчитывалась, когда объявлялся мат, пат, или ликвидировались все фигуры одной из сторон. В VI веке в Иране игра приобрела привычное нам название «шахматы», что на персидском означает «властитель повержен».

В шахматах существует три основные ситуации. Шах — нападение на короля вражескими фигурами. Если он не может от них скрыться или срубить их — это мат. Пад — положение в партии, когда ходов не осталось. 

В Китае шахматы получила название «сянци». От них позже произошла корейская версия — чанги. От предшественников она отличалась механизмом игры и внешним видом. Фигуры ходили в пределах конкретной части доски и стояли на пересечение ее линий. При этом слон и конь не могли прыгать через занятые поля.

Европа, королева и гамбит
В XI веке шахматы попали в Европу. Запад внес коррективы в игру: доска стала двухцветной, а победить можно было только с помощью мата. Во второй половине XV века войска испанских правителей Фердинанда Арагонского и его супруги Изабеллы I Кастильской взяли Басу. В честь этого события король превратил ферзя, или королеву, из самой слабой в самую сильную фигуру.

Постепенно теоретики и исследователи формировали и закрепляли правила игры. На их основе священник Руи Лопес в 1561 издал первый учебник «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», где рассмотрел выделяемые и по сей день этапы партии. Игра начинается с дебюта, когда необходимо вывести фигуры на наиболее выгодные позиции. После составляется и осуществляется стратегия игры — это миттельшпиль. Завершает партию эндшпиль. Лопес первым описал такой вид дебюта, как гамбит, в котором игрок достигает преимущества за счет жертвы фигурами.

Школы, агрессивная игра и пешка
С XVI века наибольшее распространение шахматы получили в Италии и Испании, где постепенно любители и полупрофессионалы организовывали клубы. В 1575 году эти страны провели в Мадриде первый международный турнир, в котором от каждой из них было по два представителя. В то же время появилась и первая итальянская школа — сообщество шахматистов, придерживающихся общих принципов игры. Согласно ей, в основном использовали стремительные атаки, а вместо защиты применяли контратаки.

В XVIII веке французский шахматный теоретик Франсуа–Андре Филидор, не разделяя агрессивный стиль игры предшественников, считал, что лучше постепенно выстраивать сильную и устойчивую позицию: наносить удары только по слабым позициям и жертвовать материалом только для эндшпиля. Пешкам он отводил важную роль и считал, что именно от них зависит сила других фигур и стратегия партии в целом. На основе его принципов сформировалась позиционная школа.

Его дело продолжил чемпион мира Вильгельм Стейница. Он считал, что план дальнейших действий зависит от позиции фигур. За основу метода Вильгельм взял стратегию накопления мелких преимуществ. Например, выгодное положение слона или захват центра. Если же силы противников равны, то такое положение называют уравновешенным, и задача игрока — ликвидировать его в свою пользу. Основной принцип защиты — экономия сил: идти под рубку только в крайнем случае.

Советские чемпионы, победа машин и сумасшедшие шахматы
В XX веке шахматы вышли на мировой уровень. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организаций всемирных олимпиад. В 1948 году она провела первый официальный чемпионат мира, победителем которого стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. Именно он основал советскую шахматную школу, которая воплотила в себе все лучшее из других. До самого распада СССР чемпионами мира становились только советские шахматисты.

В последнее десятилетие XX века появились компьютерные шахматы. Программа Deep Blue впервые выиграла у человека: в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году она поставила ему два мата. В XXI веке компьютер с легкостью играет на уровне гроссмейстеров и даже подсказывает, как правильно ходить.

В 1985 году Гарри Каспаров в возрасте 22 лет стал самым молодым чемпионом мира по шахматам.

Сегодня существуют различные вариации игры. Одна из них — Bughouse chess. Четыре игрока разбиваются по парам и играют на двух разных досках. Снятая фигура противника передается партнеру, и он может использовать ее как свою. Другая разновидность — шахматы Фишера. Изначальную позицию выбирают перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях бесполезны все выученные дебютные ходы. 

Обложка: фрагмент картины «Игра в шахматы» Лукаса ван Лейдена
Иллюстрации: chessmatenok.ru, wikipedia, ClassPic.RU

7 ноября 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
История религии: церковь против науки или за?
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем об истории развития отношений между церквью и наукой
Обложка статьи
История религии: церковь против науки или за?
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем об истории развития отношений между церквью и наукой