Обложка статьи

Они пугают, нам страшно

Как и когда появились фильмы ужасов, чем триллер отличается от хоррора и как режиссеры создают страшные сцены в кино — обо всем этом рассказал киновед и искусствовед Олег Грознов на вебинаре «Как устроены триллеры: от Хичкока до Финчера», который прошел 31 октября на образовательный платформе Level One.

Зачем нам нужны страшные фильмы?

Страх спасает человека от опасностей. За тысячи лет наша жизнь стала безопаснее, так что часть мозга, которая дает нам возможность бояться, люди теперь используют редко. Человеку необходимо иногда пугаться, чтобы закрывать исторически закрепившуюся потребность в страхе.

Также люди не могут понять, что такое смерть, и поэтому боятся ее. Чтобы преодолеть страх смерти, ее нужно увидеть. А такое возможно только в кино.

Что такое триллер и чем он отличается от хоррора?

Триллер и хоррор — жанры кино, вызывающие у зрителя чувство тревоги, страха или ужаса.

Различие же заключается в том, что в хоррор-фильмах все страшные сцены показаны на экране, а в триллерах они остаются за кадром — публику пугают намеками, недосказанностью. Когда мы смотрим триллеры, мы сами додумываем, дорисовываем в воображении страшные детали, мы сами пугаем себя.

Как появились триллеры и какими были первые страшные фильмы?

Первым фильмом ужасов считается «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1896) братьев Люмьер, хотя первый по-настоящему страшный персонаж — черт — появился в «Замке дьявола» (1896).

В «Прибытии поезда» не было пугающих героев, там никто не умирал. Но когда зрители видели на большом экране едущий прямо на них поезд, они были в ужасе — все вскакивали с мест и выбегали из кинозала.

После Первой мировой войны появился киноэкспрессионизм — направление в немецком кино, к которому относятся малобюджетные фильмы того времени о предательствах, криминальных заговорах и безумии. Съемки такого кино были недорогими, а сами фильмы пользовались популярностью, поэтому в Америке тоже создали несколько хорроров: «Призрак оперы» (1925), «Дракула» (1931) и «Франкенштейн» (1931).

Когда в 1941 году американскую киностудию RKO нужно было спасать от банкротства после выхода двух дорогих и провальных фильмов, с восстановлением бюджета справилось несколько дешевых, но очень кассовых хорроров.

Однако в ответ на страшное кино пришла и цензура: в 1934 году вышел кодекс Хейса, в котором было прописано, что нельзя показывать на экранах. После этого и появились триллеры — фильмы, в которых самое страшное не показывают, а оставляют за кадром для воображения и фантазии зрителей.

Что такое формула страха, зачем она нужна и причем здесь Хичкок?

Формула страха — это набор элементов, необходимых, чтобы создать пугающее. Этот набор со временем меняется, он зависит от мировосприятия зрителей.

Хичкок, создавая фильмы-триллеры, подобрал успешный набор таких элементов — вывел формулу страха, которая работает до сих пор.

По мнению Олега Грознова, фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) — эталонный триллер.

А что было потом?

Позже из ставшего академическим жанра триллера стали выделяться поджанры. Например, джалло — сочетание триллера и эротики, для которого важна визуальная составляющая. Слэшер — фильмы, в которых людей (обычно подростков) убивают одного за другим, то есть смерть становится неким аттракционом. Также со временем маньяки начали носить маски — появилось еще больше загадочного, неизвестного.

31 января 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи