Обложка статьи

Космические катастрофы: лунная гонка, взрыв и ошибка NASA

«Хьюстон, у нас тут проблема,» — известная фраза, произнесенная 13 апреля 1970 года после мощного взрыва на корабле «Аполлон-13». В течение нескольких дней три астронавта боролись за жизни в условиях космоса. Чем закончилась эта миссия и какие еще крупные катастрофы произошли в истории освоения космоса, рассказываем в еженедельной рубрике «Имени языка Эйнштейна».

«Рубин, я Заря. Мы вас не слышим»
В 1957 году СССР запустил первый искусственный спутник Земли «Спутник-1», что послужило началом космической гонки с США. До 1969 года Советский Союз держал первенство в соперничестве: полет Юрия Гагарина и выход Алексея Леонова в открытое пространство. Следующей целью для обеих стран стала высадка на Луну. Для этого советские ученые спроектировали корабль «Союз». Его командиром назначили летчика-космонавта Владимира Комарова под позывным «Рубин».

Перед запуском «Союза» провели три тестовых беспилотных полета. Все они закончились неудачно: первый корабль взорвался при спуске с орбиты Земли, у второго сработала система аварийного спасения, и он приземлился в 300 метрах от места старта, третий —  затонул при посадке в Аральском море. Несмотря на неполадки, правительство не хотело терять первенство в гонке и настояло на выполнении миссии в указанные сроки.

В день запуска, 23 апреля 1967 года, Владимир Комаров и его дублер Юрий Гагарин прибыли на космодром Байконур в 5:30 утра и вместе поднялись к кораблю. Первый космонавт Земли стал последним, кто видел Комарова живым.

Неполадки начались сразу же после выхода «Союза-1» на орбиту Земли: левая панель солнечной батареи не раскрылась, что привело к нехватке электроэнергии. Космонавт пытался открыть ее, раскручивая корабль вокруг своей оси, но из этого ничего не вышло. Через несколько часов Госкомиссия приказала немедленно возвращаться на Землю.

Однако на солнечной батарее трудности не закончились. Комарову нужно было изменить траекторию корабля вручную, находясь на теневой стороне Земли, где почти ничего не видно. Ему потребовалось шесть оборотов вокруг планеты, чтобы правильно сориентировать «Союз-1» и войти в плотные слои атмосферы. Но во время приземления у него не раскрылся основной парашют, запасной — запутался и не смог наполниться воздухом. В результате на скорости около 80 километров в час корабль врезался в землю в 65 километрах от города Орск. Смерть Владимира Комарова стала первой в истории освоения космоса. 

«За счет того, что есть собственный кислород (бак внутри летательного аппарата — примеч. автора), металл горел как дерево. Когда комиссия прилетела на место, увидели удручающую картину: корабль осел и выглядел как песчаный холм высотой около одного метра. И металл расплавленный был, как лужа воды».

Алексей Леонов о полете Владимира Комарова

 «Хьюстон, у нас тут проблема»
Спустя два года после катастрофы в СССР покорить Луну все же удалось. В июле 1969 года американский корабль «Аполлон-11» совершил посадку на поверхность спутника Земли. Уже через год США планировали совершить третий подобный полет на «Аполлоне-13». Но научная миссии превратилась в спасательную операцию трех астронавтов: Джеймса Ловелла, Джона Суайгерта и Фреда Хейза.

Старт «Аполлона-13» успешно состоялся 11 апреля 1970 года, и первые два дня полета прошли по плану. На третий день Джон Суайгерт выполнял стандартную процедуру по перемешиванию водорода и кислорода. Через несколько секунд раздался громкий хлопок: в вентиляционном отсеке произошло короткое замыкание. В результате один из кислородных баков взорвался, второй был поврежден, а два топливных элемента из трех вышли из строя.

Суайгерт немедленно доложил о ситуации на Землю со словами: «Хьюстон, у нас тут проблема». Из центра управления полетами астронавтам поступили инструкции, которые в качестве «спасательной шлюпки» рекомендовали использовать лунный модуль «Водолей».

Возвращение астронавтов на Землю тоже было сложной задачей, так как ресурсы «Водолея» были ограничены. Из всех возможных вариантов самым безопасным был полет через орбиту Луны. Во время него экипажу пришлось выдержать испытания холодом и нехватку кислорода. При посадке лунного модуля все прошло гладко: навигация работала исправно, парашюты раскрылись вовремя, и 17 апреля астронавты приземлились в Тихом океане. Позже NASA назвала эту миссию как «успешный провал».

«Челленджер, увеличивайте мощность»
Еще одна трагедия случилась 28 января 1986 года. Космический шаттл «Челленджер» взорвался на 73-й секунде полета. Катастрофа произошла над Атлантическим океаном и привела к гибели семи членов экипажа.

Этот полет должен был начать историю космического туризма: впервые на борту оказался гражданский человек Шэрон Маколифф, которая летела в рамках проекта «Учитель в космосе». В течение пяти месяцев она готовилась наравне с астронавтами, чтобы потом провести урок прямо из корабля. 

Однако ученики не смогли посмотреть трансляцию занятия из космоса. «Челленджер» стартовал в 11:38 по местному времени, но уже на 59-й секунде начались первые неполадки: шлейф пламени из основания правого ускорителя начал бить по топливному баку. В результате на высоте 14 километров произошел взрыв, и корабль со скорость 333 километра в час упал в океан. Астронавты погибли от удара о водную поверхность. 

Расследование показало, что о дефекте шаттла знали еще в 1977 году, но руководители NASA восприняли проблему как допустимый риск, что и привело к смерти семи человек. Программу «Спейс шаттл», в рамках которой летал «Челленджер», приостановили на 32 месяца. За это время были исправлены все неполадки, повлекшие катастрофу. Шаттлы же стали использовать лишь в интересах Министерства обороны США для доставки полезных грузов на МКС.

Обложка: wikimedia.org
Иллюстрации: Getty Images, архив РКК «Энергия», архив NASA, wikimedia.org

17 апреля 2021