Обложка статьи

Мыльные оперы: путь от популярности до низких рейтингов

Термин «мыльная опера» впервые использовала американская газета “The Christian Century” 24 августа 1938 года. Сам жанр появился больше ста лет назад и по началу пользовался большим успехом, особенно среди домохозяек. Однако в начале XXI века его популярность снизилась. О том, почему мыльные оперы постепенно уходят с телеэкранов и откуда появилось такое название, рассказываем в еженедельной рубрике «Имени языка Эйнштейна».

Первые успехи

История сериалов началась на радио. В 1930 году чикагская станция WGN попросила актрису и сценаристка Ирну Филлипс придумать 15-минутное ежедневное шоу. Результатом стала мыльная опера «Нарисованные сны» о вдове Мойнихан и ее незамужней дочери. Филлипс писала сценарии, а также исполняла одну из главных ролей. В 1932 году она покинула компанию из-за разногласий с руководством и перешла к конкурирующей радиостанции WMAQ, для которой создала сериалы «Сегодняшние дети» и «Женщина в белом».

Первые мыльные оперы выходили в эфир в дневное время, ведь слушателями были преимущественно домохозяйки. Для них же в сценарий добавляли сюжеты с амнезией, шантажом, болезнями или появлением давно потерянных возлюбленных. Кроме того, каждый выпуск заканчивали интригой.

Одна из работ Филлипс попала в «Книгу рекордов Гиннесса». Сериал «Путеводный свет» стал самым продолжительным и выходил сначала на радио, а затем на телевидение. В период с 1937 по 2009 год было снято 18 262 эпизодов общей продолжительностью 236 430 минут (для просмотра потребуется более полугода непрерывного показа — примеч. автора).

Американская компания Procter & Gamble, производящая моющие средства, была главным спонсором многих мыльных опер, поскольку домохозяйки были их главными покупателями. Поэтому жанр и получил такое название. Так, сериал «Ма Перкинс» 1933 года продвигал мыло для стирки Oxydol. Спустя год после запуска P&G оценили эффективность рекламы. Слушателям предлагали пакет семян в обмен на десять центов и крышку от коробки моющего средства. Всего компания получила более миллиона запросов на бартер.

Другими спонсорскими работами P&G стали уже телевизионные сериалы, такие как «Путеводный свет», «В поисках завтрашнего дня», «Как вращается мир». Последний из них закрыли в сентябре 2010 года.

Новые форматы

Постепенно телевидение начало заменять радио. В 1946 году сериал «Далекий холм» вышел на экраны американского канала DuMont. Эпизоды показывали в прямом эфире несколько раз в неделю. Актеры не успевали запоминать реплики, и суфлерами для них служили плакаты, спрятанные за кадром. Стоимость каждого выпуска равнялась 300 долларам (около 4 000 долларов сегодня — примеч. автора). Поэтому проект был закрыт спустя три месяца.

В 1950-х годах длительность сериалов увеличилась до 30 минут за эпизод, драматические моменты начали подчеркивать органной музыкой, но выпуски все еще транслировали в режиме реального времени. Первыми получасовыми сериалами стали «Как вращается мир» и «Край ночи» производства Procter & Gamble.

В этот же период на телеэкраны начали транслировать ситкомы (ситуационные комедии). На студию приглашали зрителей и снимали сериал, записывая их закадровый смех. Позднее людей заменила звуковая дорожка, которую вставляли в нужные моменты. Кроме того, одну сцену могли снимать одновременно три камеры, и уже во время монтажа режиссер отбирал лучшие кадры.

К 1970-м годам стиль и содержание американских сериалов на телевидение изменились. Акцент сместили на вопросы об абортах, злоупотреблении наркотиками, жестокое обращение с людьми, заболевания, передающиеся половым путем. Персонажей теперь играли представители различного расового и этнического происхождения, а продолжительность некоторых передач увеличилась до 60 минут.

Конец эпохи

В начале 2000-х годов рейтинги мыльных опер значительно упали. Женщины начали больше времени уделять своей карьере и меньше просмотру дневного телевидения. Большей популярностью стали пользоваться форматы реалити- и ток-шоу. 

Сегодня мыльная опера все больше уходит в прошлое. Новые форматы сериалов своими сюжетом, актерским составом, декорациями и другими сопутствующими элементами теперь ничуть не уступают полнометражным фильмам. Современные проекты теперь могут поднять продажи не только мыла, а чего угодно. Например, после выхода сериала «Ход королевы» спрос на шахматные наборы в США увеличился на 87 %.


Обложка: Getty Images
Иллюстрации: Museum of London, Getty Images, wikipedia.org

28 августа 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи