Обложка статьи

Пиксель для искусства: история digital-дизайна

В 1998 году американская компания Alias Systems Corporation выпустила Maya — пакет 3D-моделирования и анимации. Создатели технологии и те, кто ее использовал, получили ни одну премию «Оскар» за технические достижения. Когда доходы и рейтинг корпорации заметно увеличились, ее работники предложили создать собственный профессиональный праздник. С этого момента международный день компьютерной графики стали отмечать ежегодно 3 декабря. В еженедельной рубрике «Имени языка Эйнштейна» составим рецепт, как стать digital-дизайнером.

Digital-дизайн — это художественное оформление сайтов, мобильных приложений, цифровой рекламы. К его направлениям относят web- (оформление сайтов), game- (отрисовка игр) и motion-дизайн (создание видео).

1. Перенесите геометрию на ПК

Чтобы стать digital-дизайнером, для начала отправляйтесь в кабинеты и лаборатории институтов США. История желаемой отрасли начинается там. Компьютер Whirlwind-I, созданный в 1950-х годах в Массачусетском технологическом университете, использовали для визуализации результатов научных исследований. Примените его для создания примитивных изображений и геометрических орнаментов.

Познакомьтесь с пионером компьютерной графики, основоположником game-дизайна  — Александром Дугласом. Его программа OXO (крестики-нолики), выпущенная в 1949 году, стала первой компьютерной игрой в истории. Несколько лет спустя, в 1984 году художница Сьюзен Кер разработает дизайн графического редактора MacPaint. В программе впервые возникнет проблема художественного обозначения различных инструментов и команд. Сьюзен решит оформить кнопку с действием «заливка цветом‹ в виде банки с краской, «удаление объектов» в виде мусорной корзины и т. п. Созданные ею иконы будут применять в большинстве современных графических редакторах. Так,  женщина станет одной из первых web-дизайнеров.

2. Ворвитесь в телевидение

Обратите внимание на то, что в 1980-х годах область применения digital-дизайна в 2D расширилась и захватила телевидение. Британская компания Quantel выпустила приложение Paintbox в 1981 году. Им пользовались многие новостные передачи мира, например, Today в США и BBC в Великобритании. С помощью приложения генерировали внешний вид различных блоков с информацией, которую зритель видел на экране (бегущая строка, имена корреспондентов и т. д.).  Не отставала и рекламная сфера digital-дизайна. Так, обложку студийного альбома рок-группы Queen “Miracle” Ричард Грей создал на Quantel Paintbox в 1989 году.

Чтобы научиться делать такие же 2D-проекты, отправляйтесь в Университет штата Юта, основанный Айваном Сазерлендом и Дэвидом Эвансом. Большинство специалистов в сфере компьютерной графики готовят именно там.

3. Смените 2D на 3D

Если 2D-графика перестала вас интересовать, вновь обратитесь к наработкам Айвана Сазерленда. Он создал программу Sketchpad — прообраз  современных 3D-редакторов. Его ученик, Эд Катмулл, стал техническим директором Pixar Animation Studios. Компания в 1995 году выпустила "Toy Story" — первый полнометражный мультфильм, созданный в программах трехмерной анимации. Для того, чтобы сделать похожую кинокартину, начните работать с компьютерами Pixar Image, позволяющими создавать трехмерные изображения в высоком разрешении, вращать и совмещать их.

Братья Томас и Джон Нолл в 1987 году разработали Photoshop — графический редактор, сделавший 3D-моделирование доступным для обычных пользователей. С его помощью создали состоящее из воды существо в фильме "The Abyss" 1989 года. Картина получила премию «Оскар» за прорыв в создании визуальных эффектов.

4. Не забудьте про web

Обратите внимание, что, в то время как motion-дизайн стал общедоступным, web- только формировался как направление. В 1990 году британский ученый Тим Бернерс-Ли создал Всемирную паутину (WWW). Первая запущенная в ней web-страница увидела свет 6 августа 1991 года. Однотонный фон, заполненный текстом и ссылками — ни о какой красоте и дизайне тогда речи и не было.

Однако если для вас важна визуальная привлекательность пользовательского интерфейса, скачайте браузер Mosaic 1993 года. На сайты, предназначенные для открытия в нем, вы сможете поместить как текст, так и изображение. При этом буквы на интернет-страницах всегда будут черными, заголовки — красными, ссылки — синими, количество отображаемых рисунков ограничено. Только через три года вы научитесь менять эти параметры при помощи нового языка разметки — CSS.

Если у вас iPhone 2007 года выпуска, возрадуйтесь! Ведь его появление ознаменовало старт развития мобильной web-разработки. Люди адаптировали сайты под смартфоны и разрабатывали приложения, для создания которых необходимо было задействовать два направления дизайна: UX (User Experience) и UI (User Interface). Первое нужно для того, чтобы человеку было удобно работать с программой на телефоне. Второе отвечает за визуальную привлекательность пользовательского интерфейса.

И самое главное — развивайтесь, используйте все доступные инструменты современного digital-дизайнера: от графических редакторов After Effects, Inkscape, PaintShop Pro, May до таких привычных вещей, как грифельный карандаш и бумага.


Материал написан в соавторстве со студентом направления «Анимация и компьютерная графика (компьютерные игры)» СПбГУПТД Александром КОРНИЛОВЫМ.


Обложка: "Stephen Dodd, Jay Forrester, Robert Everett, and Ramona Ferenz at Whirlwind I test control in the Barta Building", MIT Libraries Exchibits ,1950
Иллюстрации: wikipedia.org, "Screenshot of Adobe Photoshop 1.0.", Web Design Museum

4 декабря 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
История ЛСД: как химик на велосипеде катался
Новая статья из рубрики «Имени языка Эйнштейна»
Обложка статьи
История ЛСД: как химик на велосипеде катался
Новая статья из рубрики «Имени языка Эйнштейна»