Обложка статьи

Нейрофизиология искушений: ад для мозга или мозг для ада?

Время прочтения
Время прочтения: 31 минута

Сегодня необычный выпуск рубрики A priori. Мы будем обсуждать не последние исследования на стыке гуманитарных и точных наук, а вместе с доктором биологических наук, профессором кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, нейробиологом Вячеславом Дубыниным попробуем разобраться, что такое искушение, как этот термин из богословия и философии вошел в сферу психологии и физиологии, и выясним, почему девять кругов ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери — не самая справедливая система наказаний.

«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»

Необязательно быть верующим человеком или читать классическую литературу, чтобы перечислить семь смертных грехов из христианских учений: гнев, жадность, гордыня, похоть, обжорство, зависть и лень. Грех для представителя религии считается чем-то противоречащим природе человека, созданного по Божиему образу и подобию, а особое состояние души, при котором ей навязываются греховные мысли и чувства, называется искушением. В самом известном произведении итальянского поэта XIII века Данте Алигьери «Божественная комедия» (1307—1321) представлена концепция загробной жизни, состоящая из девяти кругов ада, для людей, которые при жизни не проявляли силу воли и не противостояли своим порочным желаниям. На первый взгляд может показаться, что весь этот дискурс не имеет ничего общего с наукой, однако анализу феномена искушения уже посвящены десятки исследований.

Религиозное vs биологическое

На чем базируется грех с научной точки зрения? Ученые описывают это понятие как биологическую потребность, над которой мы потеряли контроль. Лень вместо экономии физических ресурсов, похоть вместо здорового инстинкта размножения, переедание вместо утоления голода. Эволюция встроила механизм удовлетворения потребностей в наши нейросети таким образом, что, когда программа выполняется, мозг подает нам положительный сигнал с помощью нейромедиаторов. Благодаря этому мы выживаем как отдельные личности и как вид: не забываем поесть и не умираем от голода и жажды, оставляем потомство, защищаем свою территорию и ресурсы.

Однако такая сложная программа как управление поведением рано и поздно дает сбой. В погоне за положительными эмоциями мы переходим грань между полезным и избыточным удовлетворением потребностей, и здесь подключается режим ручной остановки процесса — контроль или так называемая сила воли. Но что будет, если сбой произойдет на самом глубинном уровне, а именно — физическое повреждение отделов мозга, которые отвечают за наши потребности?

Контроль vs сбой

К сожалению, история медицины знает много подобных случаев. В 1985 году у 20-летнего мексиканца Мануэля Урибе случился микроинсульт, который разрушил его вентромедиальное ядро, или центр насыщения в головном мозге. Парень перестал контролировать свой вес, который впоследствии достиг отметки 587 килограммов. Мануэль умер в 2014 году. Он был женат, а к концу жизни сбросил 257 килограммов, и все же долгое время не мог даже встать с постели.

В обратной ситуации, когда у человека разрушено латеральное ядро — центр голода, ему приходится напоминать себе о том, что нужно поесть, или делать это по часам. Повреждения мозга — не единственная причина, из-за которой люди страдают от голода или лишнего веса. Анорексия, булимия, побочные эффекты некоторых лекарств, гормональные сбои и даже сильный стресс влияют на наше пищевое поведение, делая его практически неподконтрольным. В 1936 году биолог Генри Клювер вместе с нейрохирургом Полом Бьюси удалили нескольким обезьянам височные доли вместе с некоторыми лимбическими структурами. Они хотели выяснить, избавит ли это обезьян от галлюцинаций после предыдущих экспериментов, однако обнаружили новую особенность их поведения: обезьяны утратили способность к распознаванию предметов и даже еды. Для них одинаковую ценность представляли как семечки и кусочки бананов, так и скорлупа, кусочки фольги и сигаретный пепел. Они пробовали на вкус все, что видели. Люди с таким же заболеванием, которое впоследствии было названо синдромом Клювера-Бьюси, жуют мыло, одеяла, цветы, градусники и все, что могут найти в больничных палатах. 

Описанные случаи встречаются редко, однако мы еще далеко не все знаем о человеческой физиологии. Почему некоторым людям сложнее отказаться от еды, избавиться от лишнего веса, какие дополнительные факторы влияют на метаболизм. И несмотря на то что со временем наше отношение к религии изменилось, переедание все еще воспринимается как грех, который мы стали называть отсутствием силы воли.

Изображение

Дух vs плоть

Похожая ситуация сложилась по отношению к сексуальным расстройствам. С точки зрения работы человеческого мозга даже любовь и похоть — две стороны одной и той же медали. Любовь и привязанность воспринимаются нами как нечто положительное, в отличии от ревности и измен, однако каждый из этих процессов работает благодаря гормонам и нейромедиаторам,  направлен на размножение и сохранение потомства как можно большим количеством представителей вида. Как и в случае с перееданием, сбои в работе мозга могут привести к двум противоположным последствиям: как к полному угнетению полового влечения, так и к гиперсексуальности, смене ориентации и различным извращениям. Нейрофизиологи связывают это с нарушением височных долей, часто в результате эпилепсии, когда электрические разряды начинают угнетать или, наоборот, стимулировать лимбическую систему.

Так, в 1954 году ученые опубликовали доклад о 30-летнем мужчине с эпилепсией, который испытывал возбуждение при разглядывании английских булавок. После удаления семисантиметрового кусочка височной доли его состояния нормализовалось. Меньше повезло 24-летней пациентке, которая вследствие лобэктомии стала испытывать влечение ко всем вокруг: незнакомцам, соседям и даже членам семьи. Она физически перестала контролировать свои действия, о которых впоследствии забывала. С похожими отклонениями после операций на височных долях сталкиваются даже маленькие дети.

Гомосексуальная ориентация, нестандартные сексуальные привычки и гиперсексуальность когда-то тоже называли грехами — искушениями, которым поддаются слабые люди. Сегодня в развитых странах никого не закидывают камнями и не сжигают на костре за «неправильное» поведение, но стыд за свою «слабость» и неспособность справиться самостоятельно мешают людям обращаться к специалистам и решать проблемы, которые их беспокоят.

Изображение

Сила vs cлабость

То же можно сказать и о психотерапии — как часто люди, плохо контролирующие гнев, самостоятельно идут в больницу? Преступления, совершенные в состоянии аффекта, случаи домашнего насилия демонстрируют, что за помощью обращаются далеко не все, кому она нужна. Студенты постоянно говорят о прокрастинации, но продолжают прокрастинировать вместо того, чтобы избавиться от этой привычки. Лень и аффективные эмоции, которые также относятся к семи смертным грехам, — это такие же эволюционные программы, которые помогают нам выживать, защищать свою территорию и экономить физические ресурсы, и при поломке мозга они начинают давать сбой. В 1928 году пациентке по имени Рут удалили раковую опухоль вместе с частью правой передней доли мозга, после чего у нее пропала способность, которую неврологи называли исполнительным чувством. Рут не могла нормально строить планы, работать, готовить обед, хотя до операции не была ленивой или необязательной. Похожая ситуация произошла с пациентом, которого в литературе называют Элиот: врачи вырезали ему часть префронтальной коры. Элиот стал постоянно отвлекаться на бессмысленные задачи, мог целый день решать, какой галстук надеть, и, конечно, перестал справляться со своими рабочими обязанностями.

«Любовь, что движет солнце и светила»

Истории этих пациентов показывают, насколько сильно мозг влияет на наш характер, силу воли, эмоции и действия. Справедливо ли обвинять человека в обжорстве, если он перестал чувствовать насыщение, или говорить о сексуальной распущенности девушки, которая не контролирует себя после повреждения височной доли? Какие еще факторы, помимо физических повреждений, гормональных сбоев, нарушений работы нейромедиаторов, могут влиять на наше поведение? Ученые пока не могут точно ответить на этот вопрос. Возвращаясь к Данте, можно сказать, что некоторые люди, которые не могут контролировать свои искушения из-за повреждений мозга, еще при жизни проходят свои круги ада. Другие же стоят на грани: они могли бы решить свою проблему, но предпочитают молчать о ней, оставаясь непогрешимыми в глазах общества. Настало время перечитать «Божественную комедию» и пересмотреть свой взгляд на мораль, нравственность и искушения, основываясь, в том числе, на знании нейробиологии.

Фотограф: Виктория АНДРИЯШКИНА

На обложке: UNIVERSITY OF HELSINKI

6 мая 2022

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Как окунуться в науку?
Как стать ученым? Нужны ли для этого особые знания? Разбираемся с молодыми исследователями Университета ИТМО
Обложка статьи
Как окунуться в науку?
Как стать ученым? Нужны ли для этого особые знания? Разбираемся с молодыми исследователями Университета ИТМО