«В Петропавловске-Камчатском полночь»
Сколько раз вы, выходя из самолета или поезда, включали телефон и видели смену времени? Планшет, умные часы, ноутбук — вся техника позаботится о вашем комфорте и переведет стрелки часов в соответствии с местом работы или отдыха. Это кажется такой обыденностью и рутиной, что мы не придаем значения автоматической смене часового пояса. Однако всего двести лет назад все было не так просто. И нет, проблема была не только в отсутствии спутников и Apple Watch… А в чем? Рассказываем в рубрике «Имени языка Эйнштейна».
Тише едешь — времени не знаешь
До эпохи больших парусных судов и поездов люди, вероятно, даже не подозревали, что в разных частях света отличается время. Дороги были очень плохими, если они вообще были, а путешествие по воде занимало столько времени, что там уже было неважно, который час в пункте назначения. Солнце светит — уже хорошо, можно жить по нему.
Но все-таки стоит упомянуть, что Птолемей, живший во втором веке нашей эры, написал работу «География», которая была посвящена в том числе определению разности времен между двумя городами. Философ предлагал использовать лунное затмение как событие одинаково заметное в обоих местах. Однако, как это часто бывало с идеями Античности, система Птолемея опередила свое время и была забыта.
Так что многие века люди использовали местное солнечное время: астрономы просто определяли по положению солнечного диска полдень и от него начинали отсчет. Система была удобной, простой и работала отлично (в ясные дни), пока народы жили обособленными группами и нечасто связывались друг с другом.
Поезд прибывает на первый путь
Пользуясь такой примитивной схемой отсчета времени, человечество спокойно дожило до Средних веков, а потом и до Нового времени. Правда, попутно люди изобрели деление суток на 24 часа, но это никак не помогло согласовать время в разных точках Земли. Да это и не нужно было: простолюдины жили даже не по часам, а по Солнцу, а знать могла позволить себе содержать астрономов, которые проводили расчеты каждый день.
Все изменилось в XIX веке: в 1825 году пошел по путям первый пассажирский поезд, через 2 года пароход пересек Атлантику, одновременно шло бурное развитие телеграфов. Эти изобретения полностью перевернули жизнь общества: люди стали с поразительной скоростью перемещаться по планете, и теперь путешественники на каждой станции спрашивали, на сколько переводить часы. Учитывая, что каждый город жил по собственному солнечному времени, людям приходилось переводить стрелки 10–15 раз за путешествие.
Но пассажиры и служащие железной дороги были не единственными, кто испытывал трудности. Работа почтовых станций постепенно становилась невозможной: прибытие и отбытие кораблей и поездов было головной болью служащих Королевской почты по всей Англии, ведь разница в несколько минут играла существенную роль в плотном графике. Неудивительно, что именно в этой стране создали систему унифицированного времени.
Лондон живет по Гринвичу
Над проблемой определения точного часа работали многие люди. Еще в XVII веке была основана Гринвичская обсерватория, а в начале XIX века она была выбрана, как место определения стандартного времени. На крышу главного здания был установлен шпиль, по которому сверху вниз двигался полый металлический шар. Каждый день в 13:00 шар опускался и оповещал всех о соответствующем времени. Создание такого сигнала было первым шагом к массовой унификации часов.
Сигнальный шар на крыше обсерватории. Источник: wikimedia.org
Значительный вклад в развитие системы времени внес математик и астроном Джордж Эри. Он модифицировал механизм так, что шар падал по электрическому сигналу. От Гринвича ток шел через линии связи в Лондон и другие города с установленными похожими шарами. Чтобы ориентировочный сигнал не затерялся в потоке обычных новостей и писем, каждый час телеграфное сообщение прерывалось на минуту. За это время ток от Гринвичской обсерватории разбегался по всей Южной Англии.
Джордж Эри. Источник: wikimedia.org
Конечно, не все шло гладко, в некоторых местах люди неохотно принимали Гринвичское время, отдавая предпочтение солнечному. Но все-таки уже к 1855 году около 98 % часов в Англии и Шотландии шли по Гринвичу, при том что законодательно это время закрепили только в 1880 году. Такая унификация была чрезвычайно практичной: теперь все Британские острова жили по одному времени.
Позднее Франция, Бельгия и Дания тоже целиком перешли на время своих столиц: скромные размеры стран не создавали населению неудобств.
Страна демократии и длинных железных дорог
Пока маленькая Европа все больше запутывалась в телеграфных проводах и переходила на стандартное время столиц, в США с этим были проблемы. Если в Англии разность долгот между крайними западными и восточными точками не превышала получаса, то Сан-Франциско отставал от Нью-Йорка на 3,5 часа.
Как и в Старом Свете, в авангарде изменений шли железнодорожные инженеры и управляющие. В 1870 году была опубликована брошюра под названием «Система национального времени для железных дорог», написанная Чарльзом Даудом. В ней он предложил гениальную идею: разделить всю территорию страны на четыре зоны в соответствии с меридианами. Каждая из зон будет ровно на один час отличаться от соседних, минутные стрелки будут показывать одно и то же значение. Конечно, Дауд учел границы штатов, расположения станций железной дороги и особо крупных городов. Но план был неидеален, и на его доработку общество США потратило более 12 лет. Наконец в 1883 году железнодорожные компании перешли на систему Дауда, в то время как правительство лишь рекомендовало ее к использованию.
Несмотря на необязательный характер реформы, как и в Англии, через год уже 85 % городов США перешли на меридианную систему. Железнодорожные компании не спрашивали мнения людей, и пассажирам пришлось подстраиваться. Закон сделал эту систему обязательной только 19 марта 1918 года, через 35 лет после введения ее на железных дорогах.
Петербург же расположен примерно на 60-й северной параллели, длиной 20 088 км. Поэтому тут справится и обычный Airbus A320. Конечно, дальности полета ему не хватит, но скорость необходимую он разовьет.
Сложный выбор
Постепенно все больше и больше стран задумывались об унификации времени не только на своих территориях, но и по всей Земле. За чуть более чем 20 лет — с 1871 по 1883 год — было проведено несколько международных конгрессов, посвященных вопросам мореходства и определения времени. Все они подготовили почву для ключевой Вашингтонской конференции, прошедшей в 1884 году.
Страны-участницы были готовы принять систему Дауда, но тогда возникла проблема: выбор нейтрального нулевого меридиана, от которого следовало отсчитывать время. На дебатах явно сформировались две партии: англо-американская и французская. Первые настаивали на том, чтобы нулевым стал меридиан, проходящий через Гринвич. Это было оправданно: подавляющее большинство кораблей в мире пользовалось именно британскими картами и атласами. А так как Британия создавала карты с нулевым меридианом в Гринвиче, то и ничего переделывать бы не пришлось.
Но Франция настаивала на том, чтобы нулевой меридиан проходил через какие-нибудь острова или Берингов пролив. Так линия отсчета времени не была бы «национальной». К тому же делегат из Парижа не упустил возможности надавить на англоговорящих коллег и прорекламировать метрическую систему, адептом которой была Франция, что, вероятно, вызвало еще большее раздражение у США и Британии. В итоге в результате 22 голосов за, 1 против и 2 воздержавшихся (Франция в их числе) конференция утвердила опять же в рекомендательном порядке меридианную систему времени с нулем в Гринвиче.
С тех пор появилось понятие GMT (Greenwich Mean Time — среднее время по Гринвичу), которое в 1978 году было заменено на UTC в связи с изобретением атомных часов и реформой отсчета времени. А такую аббревиатуру выбрали в качестве компромисса между английским Coordinated Universal Time (CUT) и французским Temps Universel Coordonné (TUC).
Источник фото на обложке: unsplash.com
