Освобождение архитектурной геометрии
Легенда архитектуры XXI века. Ее неповторимый стиль вызывает множество эмоций: от восхищения до скептицизма. Она говорила: «Архитектура должна быть неким видом удовольствия, а не только укрытием». Эта фраза отражает подход Захи Хадид к творчеству — она не ставила перед собой задачу создать красивое здание, а стремилась к тому, чтобы оно было социальным центром, где люди могли бы встречаться и общаться. Ее здания не просто украшают городской ландшафт, они изменяют его и делают более комфортным для жизни.
- Первая женщина, получившая Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской в архитектуре). Награждение прошло в здании Эрмитажа в 2004 году. Проект, который принес награду, — Центр водных видов спорта в Лондоне.
- Будучи художником и создателем сказочных зданий, Хадид жила в минималистичной квартире.
- Долгие годы была непризнанным архитектором. Ее работы казались общественности слишком безумными и нереалистичными и не получали признания: некоторые проекты Хадид подвергались жесткой критике, из-за чего так и не были реализованы и остались на бумаге.
- Автор экспериментальных коллекций обуви. Ею были созданы сапоги для Lacoste, закрученные спиралью, а также футуристичные, хромированные и обтекаемые плавными линиями туфли для Melissa и United Nude.
«Тектоник Малевича»
Заха Хадид родилась в Багдаде в семье крупного политика и художницы. У Хадид было два старших брата — Хэйтем и Фулат.
С раннего детства Заха уделяла время техническим наукам и мечтала стать математиком. После завершения обучения в католических школах-интернатах она поступила в Американский университет Бейрута, где продолжила изучать математические науки. Однако, получив степень бакалавра, Хадид неожиданно решила сфокусироваться на архитектуре. Ее интерес к геометрии сильно повлиял на дизайн зданий в будущем.
Переехав в Лондон в 1972 году, Хадид начала посещать Архитектурную школу Архитектурной ассоциации, где ее наставником стал теоретик деконструктивизма, голландец Рем Колхас. Благодаря ему Заха познакомилась с русским авангардом, который оказал большое влияние на ее работы.
Заха Хадид была поклонницей творчества художника-авангардиста Казимира Малевича. Ее дипломной работой стал проект обитаемого моста над Темзой, который назывался «Тектоник Малевича». Абстрактные образы и динамизм были революционными в культурной среде в то время.
Хадид создала множество архитектурных проектов: лыжный трамплин Bergisel (1999–2002), здание Hoxton Square (2006), перевернутый небоскреб для английского города Лестера (1994), стадион Al Janoub (2014–2019). Однако не все из них были реализованы, а некоторые так и остались на бумаге из-за страха заказчиков и их неготовности к уникальному взгляду Захи Хадид на дизайн. По этой причине ее также стали называть «бумажным» архитектором.
Проба пера
В 1993 году был построен первый архитектурный проект Захи Хадид — пожарная часть для мебельной компании Vitra, визуально напоминающая бомбардировщик. Динамичные бетонные плоскости в сочетании с многоуровневой серией падающих стен и остроконечной крышей. Сегодня пожарная станция расположена в другом здании. А проект Хадид выступает в качестве выставочного зала и считается достопримечательностью.
В следующем году архитектор победила в конкурсе дизайна оперного театра в Кардиффе (Великобритания). Первый проект для страны, где Заха Хадид прожила на тот момент уже 22 года, так и не был выполнен из-за непринятия публикой. Застройщик отказался от реализации под давлением общественности.
Деконструктивизм как течение
Заха Хадид — представительница деконструктивизма в архитектуре. Концепция деконструктивизма была разработана Жаком Деррида, французским философом. Ранние проекты Хадид основаны именно на философском понятии и явлении русского авангарда.
Деконструктивизм в архитектуре напоминает склеивание кусочков взорвавшегося здания, их будто пересобирают, вставляя неподходящие части. Необычайно смелые работы Хадид способствовали распространению термина.
В 1988 году Заха Хадид участвовала в международной выставке «Архитектура деконструктивизма» в Музее современного искусства в Нью-Йорке с проектом клуба «Пик». Прямоугольное здание, лежащее на холме над Гонконгом привлекло внимание общественности к ее творчеству. Однако из-за банкротства заказчика проект не был реализован.
Постепенно Хадид укрепляла свою репутацию архитектора. В 2003 году по ее проекту был воздвигнут Центр современного искусства Лоис и Ричарда Розенталь в Цинциннати, США. Первый музей в Америке, который спроектировала женщина, вы- глядит как огромная головоломка из блоков разной формы и размера.
Рождение плавности
Удивительные формы, кривые футуристичные пространства, которые, казалось, не могут существовать, Заха Хадид с легкостью их воплощала и показывала, что все возможно.
С начала 2000-х Хадид перешла от деконструктивизма и прямых линий к плавным и текучим. Экспериментируя с крупными формами и искажая перспективу, Хадид разрушала привычные границы архитектуры и деформировала пространство. Многие проекты стали напоминать природный рельеф, горы или песчаные дюны.
Национальный музей искусств XXI века или MAXXI — самое крупное спроектированное здание Хадид. При входе в атриум бросаются в глаза ключевые элементы проекта: изогнутые бетонные стены, черные подвесные лестницы, высокий потолок, пропускающий естественный свет. Динамичное и интерактивное окружение позволяет глубже проникнуться искусством. Текучие пространства ведут за собой, позволяя посетителю охватить все экспонаты. Строительство музея длилось 10 лет.
Взгляд на Россию
Заха Хадид сотрудничала и с российскими заказчиками. По ее дизайн-проектам были построены два здания: особняк Capital Hill Residence для бизнесмена Владислава Доронина и бизнес-центр в Москве.
Особняк в районе Рублево-Успенского шоссе был первой постройкой для частного лица. Сооружение, лишенное острых углов, ассоциируют с космическим кораблем. Первый уровень располагается под землей, а верхний, где находится спальня с панорамными окнами, словно парит на высоте.
Бизнес-центр Dominion Tower, или «Пересвет-Плаза», торжественно представили в 2015 году. Это семиэтажное здание, в основу которого легли принципы русского авангарда. Каждый этаж смещен относительно предыдущего и последующего, создавая впечатление сдвинутых тектонических плит. Изначально проект включал бесшовные панели и секции, создающие ощущение полета, однако в связи с адаптацией к бюджету было решено отказаться от некоторых элементов. Для отделки фасада использовали белый камень, стекло и алюминий.
Продолжение следует
Заха Хадид скончалась в 2016 году от сердечного приступа. Архитектор Патрик Шумахер как ее деловой партнер взял на себя все проекты, а также возглавил руководство фирмы ZHA. Под его чутким присмотром были завершены такие шедевры, как здание администрации порта в Антверпене (2016), Центр изучения и исследований нефти имени короля Абдаллы (2017, Эр-Рияд), башня Generali (2017, Милан), стадион Al Janoub (2019, Эль-Вакра).
Автор: Екатерина Растворцева
Фото: Zaha Hadid Architects