Обложка статьи

Вселенная Тима Бертона: от монстра-сельдерея до Уэнздэй

Время прочтения
Время прочтения: 12 минут

Многие зрители связывают работы Тима Бертона с мрачностью, странностями и смертью. Действительно, персонажи его картин отличаются необычной внешностью и чудаковатым харкетром, а сюжеты во многих случаях отправляют в потусторонний мир. Но, несмотря на общую схожесть, вселенная главного сказочника Голливуда намного разнообразнее и глубже, чем кажется.

Увольнение из Дисней

Мало кто знает, но режиссерский путь Тим Бертон начинал в студии Disney. Сначала он работал дизайнером персонажей, а затем аниматором. Также на студии он снял первый шестиминутный фильм «Винсент» (1982).

Однако режиссер с необычным воображением не вписывался в идеальный и красочный мир Disney. Его следующие короткометражные фильмы не выпускали в прокат, так как считали их несовместимыми с имиджем детской компании. Тим Бертон увольнялся несколько раз на протяжении шести лет из-за несогласия с правилами студии.

Изображение

Кадр из мультфильма «По следам монстра-сельдерея». Источник: wikipedia.org

В «диснеевский» период у Бертона сформировалась одна из характерных творческих особенностей — тема безумного ученого. Главные герои его ранних фильмов одержимы странной идеей и любовью к естественным наукам. Например, мальчик Виктор Франкенштейн из «Франкенвини» (1984), воскрешающий мертвого пса в лаборатории, одинокий подросток Винсент Маллое из «Винсент» (1982), представляющий себя гениальным злобным ученым и кровожадный дантист Максвелл Пейн, экспериментирующий над пациентами в мультфильме «По следам монстра-сельдерея» (1979). Эта тема находит отражение во многих работах режиссера. 

Знакомство с Джонни Деппом

Знакомство Тима Бертона с Джонни Деппом принесло большое количество фильмов с интересными и глубокими персонажами. Главные фигуры в сюжете часто изгои. Странные и отверженные чудаки вступают в конфликт с обществом, о чем и рассказывает фильм. Герои Джонни Деппа показывают несколько типов таких людей. 

Изображение

Кадр из фильма «Эдвард руки-ножницы». Источник: kinopoisk.ru

Первый тип — романтичные и непонятые одиночки. Эдвард руки-ножницы пугает жителей городка лезвиями вместо рук, но будучи киборгом оказывается человечнее людей. Ранимый и неуклюжий Виктор из мультфильма «Труп невесты» (2005) пытается обрести любовь, несмотря на осуждение окружающих. 

Изгои в фильмах Тима Бертона бывают безумными и эксцентричными — Вилли Вонка, Безумный Шляпник, вампир Барнабас Коллинз и Суини Тодд. Личность этих героев сформирована за счет психологических травм, оставленных семьей, второй половинкой или друзьями. 

Дети Тима Бертона

Тим Бертон первый режиссер, не побоявшийся интегрировать смерть в произведения для детей и самих детей в фильмы с мрачным сюжетом. Как упоминалось ранее, в ранних работах Бертона главные герои — мальчики. Разнообразие детских персонажей встречается в фильмах «Чарли и шоколадная фабрика» (2005), «Алиса в Стране чудес» (2010) и «Дом странных детей мисс Перегрин» (2016). Соединяя героев разных возрастов, режиссер показывает отличие невинной детской души от испорченной души взрослых, борьбу между добром и злом.

Изображение

Кадр из фильма «Дом странных детей мисс Перегрин». Источник: kinopoisk.ru

Храбрые девушки

Женские персонажи в фильмах Бертона не менее интересные. Любопытная, отважная и по всем канонам чудаковатая Алиса верит, что находится во сне, поэтому не страшится борьбы с Бармаглотом. Истинная храбрость проявляется и в поведении мисс Перегрин. Она готова пожертвовать собой ради спасения детей. Даже холодная и недоступная Уэнздей идет на риск ради друзей, нужду в которых она до последнего не признавала.

Изображение

Кадр из сериала «Уэнздей». Источник: kinopoisk.ru

Фото на обложке: kinopoisk.ru

5 ноября 2023

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Как живые: использование кукол в кино
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» о развитии кукольной анимации
Обложка статьи
Как живые: использование кукол в кино
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» о развитии кукольной анимации