Будь проще, или Как продюсировать проекты
Визуальный антрополог и сооснователь студии социокультурных проектов Gonzo: Research&Art Ксения Диодорова уверена: чтобы совершать меньше ошибок, необходимо говорить с другими людьми и задавать вопросы. В интервью она дала советы начинающим продюсерам проектов и рассказала об особенностях этой профессии.
Ксения Диодорова. Фото предоставлено собеседником
— Что важнее при выборе темы проекта: интерес его создателей или потребности аудитории?
— Тема проекта выбирается из личного волнения и интереса. Но, решая, как мы говорим о ней, раскрываем, важно думать, каким образом все это отвечает на существующий у людей вопрос. Всегда нужно думать о человеке, которому ты это рассказываешь.
Формулировка темы тоже играет важную роль и зависит от аудитории и желаемого результата проекта.
— Выбирая людей в команду для проекта, лучше обращать внимание на навыки или близость по духу?
— Интересы и отношения важны, но близость по духу — не всегда. Для работы мы часто выбираем людей, которые близки нам по вкусовым, идейным, эстетическим взглядам. И это важно. Но в таком случае мы находимся в одной плоскости и смотрим на проект одинаково. Хорошо, когда в команде собираются люди, которые смотрят на процесс под разными углами: один, например, топит за глубину, второй — за ясность, третий — за то, что нам нужны партнеры, а четвертый говорит: «Давайте упрощать». Если же вся команда смотрит совершенно в одну сторону, есть риск создать проект «для себя».
В самом начале важно найти общий вектор команды. Все должны двигаться в одном направлении: единая цель должна быть проговорена и положена на бумагу. Также в течение работы над проектом необходимо постоянно сверять общее направление и синхронизироваться в вопросе «О чем мы говорим?».
— Что делать, если в процессе работы над проектом не случился коннект с коллегой? Заменять его, просить измениться или меняться самому?
— Это болезненная ситуация. Для начала нужно попробовать проговорить ее и договориться. Если не получится, лучше дальше вместе не идти, иначе всем будет в тягость и общего результата не получится.
В любой момент времени каждый участник команды должен держать в голове ответы на вопросы «Для чего я это делаю?», «Зачем мы это делаем?», «Что мы делаем?». И если он теряет мотивацию или понимание проекта, то начинает делать просто что-то, тратя на это много сил, времени и энергии, но не получая нужного результата.
— Если исследование или проект никак не влияет на человека, работа становится бессмысленной? Обязательно ли проект должен воздействовать на зрителя?
— Многие проекты могут иметь долгосрочный эффект, то есть начинать влиять через пять или десять лет. И это очень сложно измерить.
Но и если проект не влияет ни на кого, то зачем его делать?
— Есть ли разница между результатами онлайн- и офлайн-проектов и как они измеряются?
— Систему оценивания необходимо продумывать заранее под каждый проект и задавать спектр возможных эффектов, создавая шкалу оценки как количественных результатов, так и качественных данных.
Результатов бывает много, но достаточно поверхностных. Это подписки, лайки, репосты, отметки в сторис, просмотры, количество посетителей выставки. Или мало, но большой глубины, отражающих замысел проекта. Таким можно назвать эффект, когда посетитель после выставки впервые задумывается о своей родословной и заказывает генеалогическое древо.
Фото: Полина Назарова
У онлайн-проекта могут быть офлайн-результаты. И наоборот. Их сложно фиксировать, ведь никогда не знаешь, какими они будут. Это случаи, когда посетитель отправляет пожертвование в благотворительную организацию или же решает поменять профессию.
В таких ситуациях помогают определенные инструменты. Например, можно интегрировать формы, где человек поделится своей историей или обратной связью, или ввести хэштег. Известный пример — #MeToo, распространившийся, как вирус, который позволил потом отслеживать резонанс темы.
В офлайн-проекте эффекты отследить легче. Если человек пришел, задержался, оставил запись в книге отзывов — это качественный результат, который можно увидеть. Но когда зритель уходит, как отследить дальнейшие изменения? Необходимо закладывать механики, которые позволят это сделать.
— Что важнее: количество результатов или их качество?
— Одинаково важно и то и другое, но по разным причинам.
Количественные результаты показывают, получилось ли нам выполнить свою задачу быть понятными, доступными в разговоре о сложном с неподготовленной аудиторией.
Качественные показывают, как проект меняет человека и его отношение к теме.
— О чем нужно думать в первую очередь при работе с проектами на сложную тему? Например, если говорить о «Глубоко внутри».
— Об этике. По отношению не только к людям, которые уязвимы в этой теме или области, но и ко всем участникам: команде, зрителям, сотрудникам и другим.
Соблюдать этику со всеми потенциальными зрителями и увлеченными темой проекта людьми — самое важное. Если проект хороший, честный, эффективный для одной группы, но при этом портит отношения с другой — это проблема. Достаточно легко представить публике острою тему ярко и поразительно, но сложнее соблюдать этику по отношению к существующему и возможному комьюнити.
— При работе над проектом «Видеть сны в хиджабе» вы впервые столкнулись с серьезными трудностями. Как справлялись? Есть ли сейчас план на случай, когда все идет не так?
— Я считаю, если что-то идет не так в проекте, значит ты что-то не так придумал.
Любая проблема отражает какую-то твою «недоделку». Но это не повод опускать руки и прекращать заниматься делом.
Всегда важно браться за то, в чем ты уверен. Чувство контакта с темой, понимание ее важности для тебя и желание ей заниматься — путеводные нити, которые позволяют сохранять устойчивость в сложные моменты работы над проектом. В таком случае никакие проблемы не умалят намерения, а дадут подсказку о том, что нужно поменять.
Когда зритель на выставке дает обратную связь, она так или иначе отражает что-то в проекте. Плохая обратная связь — болезненная, тревожная — дает ответ на вопрос, в каком состоянии тема проекта находится сейчас, как она резонирует именно в это время, в этом контексте, в этом городе. Такое наблюдение может оказаться полезным.
— Сталкивались ли вы с негативными отзывами, из-за которых хотелось все бросить? Как с ними работать?
— Отзывы бывают разные. У меня не бывало шквала плохих, из-за которых я бы теряла уверенность и называла проект провальным. Дело в том, что мы в студии Gonzo проекты даже на острые темы создаем через аккуратный язык, тонкий диалог и деликатную форму. Поэтому они сильно не резонируют ни в положительном, ни в отрицательном ключе.
Блиц-опрос
— С какими проектами посоветуете ознакомиться, чтобы понять, как действительно нужно их делать?
— Фильм «Человек» режиссера Яна Артюс-Бертрана.
Проект начался с личного хобби. Ян Артюс-Бертран полетел однажды на воздушном шаре, увлекся этим и начал снимать кино с высоты птичьего полета, где открывается необычная перспектива.
Он создает документальные фильмы, в основе которых лежит личная история, но при этом снимает сотни личных историй.
Фильм «Человек» всегда был в открытом доступе. В этом была идея: его может посмотреть каждый без каких-либо ограничений.
— Что для вас «лакмусовая бумажка» идеального проекта?
— Количественные и качественные показатели.
— Некоммерческие организации зачастую сталкиваются с недостаточным финансированием. Как с этим справляться?
— Быть проще и понятнее.
Прорабатывать язык, думать не о собственной важности и важности своего дела, а о зрителях и тех людях, на которых рассчитан проект. Это базовое правило, которое звучит просто, но на деле редко реализуется.
— Какие ошибки чаще всего совершает продюсер проектов?
— Самые частые ошибки связаны с управлением бюджетом: отсутствие финансового планирования, неправильное распределение ресурсов, экономия на экспертах и профильных специалистах. И, конечно, неудачный подбор команды.
Кадр с выставки «Исчезнет или превратится». Фото: Лилия Файзуллова
— Как можно предвидеть риски, если еще не было большого опыта создания проектов?
— Советоваться с десятками людей, которые это уже проходили, перенимать их опыт.
— Недавно закончилась выставка о семейной памяти и традиции «Исчезнет или превратится». Расскажите, есть ли в вашей семье традиции? И повлияли ли они (или их отсутствие) на то, какой получилась выставка?
— Традиции были и есть. Они, наверное, в большей степени относятся к детству.
Например, мы собирались всей семьей 31 декабря. Это было огромное семейное застолье — важный ритуал перед Новым годом.
Эта традиция передалась мне: я люблю гостей, собирать всех на ужины, готовить. Она играет для меня большую роль.
Конечно, традиции повлияли: выбор темы идет от того, что мы считаем важным и дорогим своему сердцу. Эта тема бы не появилась, если бы не жила во мне.
За помощь в подготовке текста благодарим куратора с направления Digital Humanities Анну Кочановскую.
Фото на обложке: Никита Селиверстов