Обложка статьи

«Выбрала путь цифрового гуманитария»

Время прочтения
Время прочтения: 35 минут

Марина Мицкевич — студентка первого курса магистратуры Digital Humanities (DH) Университета ИТМО.  Корреспонденту «Мегабайта» она рассказала о необычной истории поступления и особенностях обучения на направлении на стыке гуманитарных знаний и компьютерных технологий.

О поступлении

— Расскажи, как ты поступала в магистратуру ИТМО?

— Я поступала в ИТМО по вступительному экзамену в августе. Если честно, я долго думала: идти ли мне дальше в магистратуру, а если дальше учиться, то в каком вузе? 

Для меня это был непростой выбор. Университет ИТМО меня привлек многими факторами. Во-первых, можно было выбрать из нескольких вариантов вступительных испытаний: конкурс портфолио, проектов или экзамен. Во-вторых, в ИТМО насыщенная жизнь, много дополнительных мероприятий для студентов и сотрудников, лекций от профессионалов. К тому же сам университет поддерживает студентов: если у тебя есть идея, нужна консультация или финансовая поддержка, можно получить реальную помощь, например выиграть стипендию. Для меня эти пункты были важны при выборе магистратуры. Ну и, в-третьих, я опрашивала знакомых, которые здесь учатся, нравится ли им ИТМО — отзывы были положительные.

Изображение

Поступление в магистратуру

— Какие направления ты рассматривала и почему выбрала DH?

— В ИТМО я еще рассматривала программу Art & Science и даже подала туда документы. После подготовки к экзаменам, глубокого изучения учебных планов и общения с сотрудниками, студентами и руководителями направлений, я решила, что DH мне подходит больше. Я вышла из академической сферы, пусть и с творческим уклоном. 

Для меня важно культурное наследие и понимание, как с ним взаимодействовать и работать в современном мире. Я подумала, что DH даст мне больше возможностей. Но решающим словом в выборе именно этой программы для меня стал экзамен. Мне очень понравился диалог с преподавателями, появилось ощущение, что здесь открыты к новым идеям и готовы помочь с исследованиями и проектами.

— Повлияло ли первое образование на выбор дальнейшего обучения?

— На мой взгляд, первое образование — это база знаний и умений, исходя из которых складывается твой дальнейший путь. Я окончила консерваторию по направлению «Древнерусское певческое искусство». По сути я — музыковед с узким профилем. Я получила академическое образование: мне хотелось, чтобы мои знания и связи с культурными институциями выросли в нечто большее, отвечающее времени.

— Что было сложно на этапе поступления, а что — легко?

— На этапе поступления самое сложное для меня оказалось понять, что такое DH и какие проекты и исследования я смогу разрабатывать по освоении программы. А самым легким, как ни странно, была подготовка к вступительному экзамену, где нужно было проанализировать DH-проекты на выбор. Я провела анализ инструментов и аудитории предложенных проектов. Так как на программе Digital Humanities ждут людей с самым разным бэкграундом, требования к экзамену не показались мне категоричными. 

Изображение

Обучение в консерватории

Как устроена магистратура Digital Humanities в ИТМО и чему учат будущих цифровых гуманитариев

— Какими ты себе представляла цифровые гуманитарные науки? Как изменилось твое восприятие области после погружения?

— Цифровые гуманитарные науки — это широкая область, включающая как исследования, так и цифровые проекты по типу архивов Джейн Остин, Шекспира, развивающегося Pushkin Digital, «Хроники Варшавского восстания»

Сейчас под DH я понимаю объединение разных областей гуманитарных наук и информационных технологий, применение новых методов и подходов для изучения, анализа и визуализации гуманитарных данных. Со временем я стала расширять свое представление об этой области. Раньше мне казалось, что в цифровых гуманитарных науках есть жесткое деление на проекты для исследователей, научных деятелей и для более широкой аудитории. Сейчас мне кажется, что такое разделение не всегда справедливо, и существует много проектов, которые объединяют несколько аудиторий.

— Как изменилась твоя жизнь после поступления в магистратуру?

— Я не могу сказать, что моя жизнь кардинально поменялась после поступления в магистратуру. Может быть, это потому, что я быстро адаптируюсь к новому, может быть потому, что я до сих пор активно сотрудничаю с консерваторией и большая часть моей привычной жизни продолжается до сих пор. Поэтому для меня основные новшества — это цифровые инструменты и количество человек на курсе. Для многих это будет странно, но для меня 50 человек — это очень много. На бакалавриате я училась курсом в 5 человек, и это был один из самых больших курсов.

Появились цифровые инструменты и программирование, обработка данных в достаточно большом количестве. Раньше всего этого не было, ну или почти не было. Я использовала либо специализированные программы для набора нот и обработки звука, либо распространенные инструменты для организации рабочего пространства и задач, например Notion. Сейчас их стало гораздо больше: это инструменты для хранения и сбора данных, обработки и их визуализации. Еще учусь программированию на Python. Пока я применяю инструменты в учебных целях, но уверена, что навыки мне пригодятся при создании будущих проектов. Поэтому на данный момент моя задача — понять, как эти инструменты работают и начать применять знания на практике.

— Расскажи, чему учат цифровых гуманитариев? Что тебе нравится и что не нравится в обучении?

— Цифровых гуманитариев учат мыслить шире своей области интересов, размышлять о цифровом мире и, конечно, обучают инструментам и технологиям. Цифровой мир стал неотъемлемой частью нашей жизни, и мы часто воспринимаем это как данность. Нас же учат думать о том, как цифровые инструменты меняют нас, наше восприятие и тот материал, который мы переносим в цифру. Для этого у нас даже есть блоки по гуманитарным предметам — философии, филологии и мифологии.

Мне нравится такой симбиоз гуманитарных и цифровых вопросов на парах. Тем не менее иногда это может стать минусом. Размышляя об этапах исследования, могут упускаться вопросы, базовые и понятные для студентов одного направления, но новые для другого. 

Мне нравится работать и обсуждать вопросы и идеи с людьми с разным бэкграундом, иногда из абсолютно полярных областей. Это расширяет кругозор позволяет взглянуть на предметы и явления с разных сторон. Работая в команде и создавая продукт для большой и разнообразной аудитории, это даёт преимущество. 

Что касается того, что мне не очень нравится в обучении: не бы предложила добавить в учебный план изучение и практические занятия по техническим дисциплинам.

— Какие навыки ты освоила за три месяца обучения?

— Во-первых, навыки работы с цифровыми инструментами. Конечно, еще можно и нужно многое изучить, но базовое понимание, какие цифровые инструменты есть и как с ними можно работать, уже появилось. Мы выполняли промежуточные задания на применение инструментов по сбору и обработке информации. Необходимо было выбрать интересующую тебя тему в области DH и провести исследование, понять, какая литература и основные вопросы есть по этому направлению. Также нам рассказывали об инструментах для визуализации данных, например Tableau.

Во-вторых, навык гибкости. Его невольно приходится развивать, потому что часто задачи во время учебы появляются внезапно. Например, сейчас я прохожу практику в проектной группе Pushkin Digital — это цифровое академическое издание сочинений А. С. Пушкина. Наши задачи и траектория движения корректируются каждую неделю после общения с подгруппами, исследователями, разработчиками и финансовым отделом. Поэтому мы учимся быстро адаптироваться к новым условиям.

В-третьих, навыки работы в команде. Мы часто трудимся над групповыми проектами, что позволяет научиться коммуникации и этике общения. Все мы знаем, как сложно выстроить взаимодействие и грамотно распределить задачи внутри коллектива, чтобы были задействованы все. У нас это получилось. Для предмета «Нарративный дизайн» мы создавали проект на свободную тему. Мы договаривались так, чтобы каждый смог проявить инициативу и занять роль в этом проекте.

— Как на тебя влияет взаимодействие с разными по бэкграунду коллегами?

— У меня уже был похожий опыт в бакалавриате, но не в таком масштабе. Может быть, поэтому мне комфортно общаться с людьми из разных сфер и направлений деятельности. Мне интересно узнать, как расширить границы своих представлений и научиться смотреть на одни и те же вещи с разных точек зрения. Практический опыт позволяет придумать несколько стратегий реализации идей.

Что дальше

— С какими исследовательскими интересами связана твоя деятельность?

— Исследовательских интересов у меня несколько. Часть из них касается работы с древнерусским музыкальным наследием, часть — с культурологическими вопросами и цифровым миром.

Изображение

Исследовательские интересы

В будущем я хотела бы поработать именно с древнерусским певческим искусством, так как долго изучала его в консерватории. Хотелось бы сделать, во-первых, посвященную ему цифровую выставку, во-вторых,  цифровой архив для библиотеки с систематизацией и анализом материалов (аудиозаписей и рукописей). Планы масштабные, но я уверена, что дальнейшее изучение цифровой гуманитаристики поможет мне разобраться в тонкостях этой сферы.

Автор: Мария Шадрина

За помощь в подготовке текста благодарим куратора с направления Digital Humanities Анну Кочановскую.

Фото предоставлены собеседником

21 января

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Вкусная профессия
Чтобы не ошибиться в выборе правильного напитка и его дополнения для идеального вечера, необходимо знать все их тонкости или просто обратиться к профессионалам
Обложка статьи
Вкусная профессия
Чтобы не ошибиться в выборе правильного напитка и его дополнения для идеального вечера, необходимо знать все их тонкости или просто обратиться к профессионалам