Свет, занавес, овации
В ближайшие часы на театральной сцене развернется отдельная вселенная и игра в ней — актеров, воображения и, конечно же, света. О том, как работает художественное освещениеи что обычно остается в тени, рассказали инженеры осветительского цеха Молодежного театра на Фонтанке.
В свете событий
Появлению театра как вида искусства мы обязаны Древней Греции: именно здесь закладывался фундамент драматургии, формировались жанры комедии и трагедии, оформлялось устройство сцены и зрительного зала. Прообраз театрального освещения также существовал в древнегреческих постановках. Действие происходило под открытым небом, что давало естественный свет и позволяло увидеть все происходящее даже с дальних мест, расположенных полукругом над сценой. В темное время суток зажигали факелы, а в качестве спецэффектов могли пускать дым или даже разводить костры под сценой, если по сюжету требовалось изобразить пламя.
В эпоху Возрождения постановки начали проводить в закрытых помещениях и появилась необходимость в искусственном освещении. Верхний свет обеспечивали люстры с восковыми или сальными свечами. Сцена освещалась сбоку масляными светильниками, они же могли помещаться за декорации для дополнительного объема. Освещение оставалось тусклым и при этом доставляло немало хлопот: свечи чадили, а воск с них быстро растапливался и капал прямо на зрителей в роскошных нарядах, светильники тухли от легкого сквозняка и источали зловонный запах масла, от которого выступали слезы.
Конец XVIII века ознаменовало появление газового освещения, которое стало внедряться и в постановки театров. Повысилась яркость, появилась возможность плавно и централизованно регулировать силу свечения в зале и на сцене, да и обслуживать новые приборы было легче и безопаснее. А немного позже изобрели лампу накаливания, что безвозвратно изменило освещение, в том числе и художественное. К этому моменту в театре уже были сформированы особые принципы работы со светом.
Сегодня же световое техническое оснащение театра многообразно, включает в себя разные виды устройств и позволяет создавать огромное количество визуальных эффектов. Однако задачи театрального света были сформулированы задолго до появления специального оборудования и профессий в этой области. Свет необходим, чтобы зритель увидел сцену и предметы на ней такими, какие они есть (или даже лучше). Правильное освещение привлечет внимание к актеру, придаст объем и фактуру его костюму и декорациям вокруг, а когда нужно, даже изменит объем пространства. Свет играет роль и в художественном замысле постановки. Благодаря световым акцентам можно обозначить и усилить развитие событий, обогатить образ актера, показать его настроение и душевные переживания.
Театр без света как спектакль без драматического накала — существовать может, но должен ли?
Дело техники
Наиболее живого театрального освещения можно добиться совмещением статических и динамических эффектов. Если первые отвечают за заливку и заполняют всю сцену или ее часть светом, то вторые управляют отдельными лучами в пространстве. Подробным рассказом о том, что из себя представляют и как работают приборы каждого типа, с нами поделились сотрудники осветительского цеха Молодежного театра: заместитель заведующего машинно-декорационным цехом и инженер по электро- и электронному оборудованию Владислав Силинский и осветитель и видеоинженер Елена Папушой.
Для статичных приборов направление освещения устанавливается вручную перед каждой постановкой. Самым универсальным устройством этого типа в театре считают безлинзовый PAR-прожектор.
На нем нельзя отрегулировать угол светового потока, зато можно добиться разного типа лучей (вытянутых или округлых, с размытыми или более четкими краями) с помощью смены лампы-фары. Эти прожекторы излучают свет, яркость которого можно регулировать с пульта управления. Они достаточно просты в настройке, но вот только с самой конструкцией после ее включения стоит быть осторожным: за несколько минут PAR-прожектор нагревается на-столько, что на нем можно жарить яичницу.
Еще один популярный статичный прибор — профильный прожектор, или проекционник. Благодаря ему можно получить сфокусированный луч для выделения определенных предметов. Диаметр светового потока и процент размытия его краев можно отрегулировать вручную, а специальными шторками на корпусе даже обрезать контур луча для необходимого эффекта.
Для того чтобы обратить внимание зрителя на что-то конкретное или дополнительно подсветить ту или иную деталь, используют световые пушки.
Это следящий прожектор, яркий луч которого узко сфокусирован и может «провожать» героя, окружая его световым пятном.
Основания динамических приборов оснащены поворотным механизмом, из-за чего они могут автоматически или управляемо вращаться, создавая интересные световые эффекты. Устройства типа Wash отличаются широким углом луча с мягкими границами и помогают создать динамическую заливку, тогда как вращающиеся головы Spot дают узкий пучок света и обеспечивают направленное освещение с четкими контурами. Ощущение движения, смешение цветов, сопровождение актера и точечная подсветка, — всего этого помогают добиться динамические приборы.
Конструкция некоторых устройств позволяет использовать дополнительные трафареты гобо, которые придают лучу определенную форму и узор. С разным размытием один и тот же эффект может выглядеть иначе, и то, что было, например, маскировочной сеткой в одной постановке, легко становится солнцем, пробивающимся сквозь листья деревьев, в другой.
Есть у театрального освещения и свой секрет: чтобы оно выглядело объемным и все приборы показывали максимум своих возможностей, используется задымление. В вакууме рассеивания света не получится — лучам обязательно нужно отражаться от частиц пыли и тумана в воздухе, для чего и работают фоновые дым-машины.
Встречаются и более необычные способы художественного освещения. Например, в постановке Молодежного театра «#ЖЕНИТЬБА_ _net» в роли декораций, а также дополнительных источников света выступают большие модульные экраны. Изображения на них создают необходимый антураж сцены и меняются в зависимости от места событий или действий актеров.
Они волшебники?
Управляют всем этим буйством красок и многообразием приборов сотрудники осветительского цеха под руководством заведующего Дмитрия Бурланкова и его заместителя Ксении Силинской. Часто светооператоры трудятся в театре от рассвета до заката, оставаясь незаметными для зрителя, чтобы он эти самые рассветы и закаты восторженно наблюдал на сцене. Своими руками осветители творят волшебство, которое придает театру его неповторимый колорит, а каждой постановке — свои особенности.
Работа начинается сразу после того, как режиссер-постановщик озвучивает свои идеи по поводу грядущего спектакля. Художник-постановщик продумывает образы и декорации, художник по свету предлагает визуальную стилистику и эффекты, при которых общая картина будет выглядеть наилучшим образом.
На его же плечи ложится задача определить перечень необходимых приборов и мест их расположения на сцене и за ее пределами. Затем следуют постоянные репетиции с актерами и выверение световой партитуры буквально до секунд.
Художник по свету выступает неким посредником между миром искусства и техники. Ему необходимо понимать законы физики, применять их на практике, вписывая при этом возможности приборов в творческое видение режиссера. На стыке, казалось бы, таких далеких друг от друга областей и случается вау-эффект.
Волшебной палочкой, которой эта магия управляется, в руках художника по свету становится специальный пульт. Здесь прописана световая программа каждого спектакля и время перехода от одной сцены к другой. Оператор нажимает заветную кнопку Go, и шоу начинается.
Автоматизированность запуска световых эффектов тем не менее не дает инженерам расслабиться.
Наталья Гаевская, инженер по электрооборудованию
Все время постановки они следят за происходящим и даже в кромешной темноте наблюдают за сценой благодаря инфракрасным камерам. Это необходимо для того, чтобы в случае неполадок мгновенно отреагировать и спасти или дополнить атмосферу спектакля, где-то пустив дым, а где-то и вручную погасив свет.
Приборы могут перегореть, но с художниками по свету такого случаться не должно ни в коем случае. Как говорят сами представители профессии, если работа стала казаться монотонной, а все задачи выполняются механически, то с театром лучше попрощаться. Без постоянного совершенствования своих навыков и блеска в глазах здесь придется сложно.
Осветители сходятся во мнении, что лучшее обучение профессии происходит уже в процессе работы. В первую очередь это прикладное искусство, навыки в котором оттачивают только с опытом.
Главное — не бояться браться за дело и быть готовым к нескучному и яркому творческому процессу.