Обложка статьи

Для чего нужны бумажные наклейки на конвертах?

Время прочтения
Время прочтения: 4 минуты

Представьте себе, что каждое письмо, отправленное вами, несет в себе не просто слова, а целую историю. Задумывались ли вы, для чего нужны марки? Эти изображения не просто радуют глаз, они выполняют свою особую функцию. В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем истории, скрывающиеся за яркими картинками на почтовых отправлениях.

Как все начиналось

Почтовая система, какой мы ее знаем сегодня, имеет глубокие корни, начиная с первых попыток упорядочить почтовые отправления. В 1653–1654 годах Жан-Жак Ренуар де Вилайе, организовавший по разрешению Людовика XIV регулярную почтовую службу в Париже, представил лентообразные билеты оплаты почтового сбора. Эти билеты, обертывающие почтовые отправления, украшенные особым штемпелем, стали новшеством своего времени. К сегодняшнему дню от них ничего не осталось. 

В 1660-х в Англии при генеральном почтмейстере Генри Бишопе появились первые штемпеля, которые фиксировали суммы, подлежащие оплате, что сделало процесс более прозрачным. Эти штемпеля не только упрощали работу почтовых служителей, но и давали отправителям уверенность в том, что их письма будут доставлены без дополнительных затрат. 

Роберт Мюррей, обойщик с предпринимательской жилкой, решил создать первую частную городскую почту в Лондоне. Его идея была проста: быстрая доставка писем за небольшую плату — всего 1 пенни. Однако вскоре управление службой перешло к его деловому партнеру, Уильяму Докрею. Докрей, опытный купец и новатор, усовершенствовал «пенни-почту», введя в 1683 году революционное изобретение — треугольные мыльные штемпеля. Мыльные треугольные штемпеля проложили путь к идее предварительно оплаченных почтовых отправлений. Они стали символом нового подхода к почтовым услугам, где каждый мог заранее позаботиться о стоимости доставки.  Отправление оплачивал отправитель, а не получатель, как в системе Бишопа.

Изображение

«Черный пенни» (1840). Источник: https://web.archive.org

В начале XIX века в Сардинском королевстве использовали специальные штемпельные листы, которые не только упрощали процесс отправки, но и добавляли элемент эстетики в почтовые отправления. Шведский лейтенант Курри Габриель Треффенберг выдвинул концепцию конвертов с напечатанными марками, опередив свое время и столкнувшись с непониманием. Его идея, хотя и была отвергнута, предвосхитила будущее почтовых услуг, где марки стали неотъемлемой частью отправлений.

Отцом почтовой марки считается сэр Роуленд Хилл — человек, который мечтал сделать почтовые услуги удобнее для всех. Он понимал, что отправка писем может быть трудной задачей, и решил изменить это. 6 мая 1840 года в Великобритании появились первые в мире почтовые марки, которые назвали «Черный пенни». Эти маленькие полоски бумаги стали настоящим открытием! Теперь, прежде чем отправить письмо, люди могли заранее оплатить его доставку, не переживая о том, что их ждут скрытые расходы. И, в отличие от штемпелей Мюррея и Докрея, они действовали не только в преедалх одного города, но и по всей стране. С этого момента марки становятся популярны и за пределами Великобритании.

Редкие серии марок: Серия «Спорт», 1938 г. Источник: monetnik.ru

1/3

Серия «Народы СССР», 1933 г. Источник: monetnik.ru

2/3

«Дирижаблестроение», 1931 г. Источник: monetnik.ru

3/3

Постепенно Всемирный почтовый союз ввел новое правило: теперь на всех марках должны были указываться название страны-эмитента (страны отправителя бумаг). Однако Великобритания как пионер почтовых марок получила исключительную возможность не соблюдать это условие. Эта привилегия — знак уважения к той роли, которую страна сыграла в истории почтовых услуг. Так «Черный пенни» и закрепил за Великобританией статус родины первой почтовой марки.

Марка в России

Появление первых почтовых марок в России в 1857 году стало не просто шагом к упрощению почтовых отправлений, но и частью более широкой международной тенденции. В это время многие страны уже стремительно вводили свои марки, и каждая из них отражала уникальный культурный контекст. Так, например, первые марки Великобритании, известные как «Черный Пенни», были простыми, но выразительными, а марки США акцентировали внимание на символах свободы. Россия, в свою очередь, предложила собственный подход: ее марки не только выполняли функциональную задачу, но и становились знаковыми элементами, отражающими богатую русскую историю и традиции. Изображения памятников архитектуры и национальной символики на марках позволили России выделиться на европейском почтовом пространстве и подчеркнуть свою идентичность. 

Новая страсть: филателия   

Марки также стали предметом коллекционирования, привлекая внимание не только любителей искусства, но и исследователей, историков и экономистов. Уникальные дизайны, рассказывающие о событиях, знаменитостях и культурных символах, делают каждую марку особенной. Собиратели ценят не только редкость выпусков, но и художественную ценность, разнообразие тематик и креативные подходы к созданию этих миниатюрных произведений искусства. С каждым новым экземпляром открываются удивительные истории и традиции, запечатленные на маленьких кусочках бумаги.

Изображение

Марка Британская Гвиана 1856 года — «Магента». Источник: sothebys.com 

Коллекционирование марок — филателия — давно превратилось из хобби в серьезное культурное и финансовое явление. Сегодня многие страны выпускают марки не только в практических целях, но и как средство пополнения бюджета. Например, в Лихтенштейне доходы от продажи марок коллекционерам занимают важное место в государственной казне. 

Филипп де Феррари, известный как «король почтовых марок», считается обладателем самой большой и ценной коллекции марок в истории. Выходец из итальянской семьи, он был гражданином Франции, а потом и Австрии, почти всю жизнь прожил в Париже, а похоронен был в Штайнбахе-ам-Аттерзее. Его увлечение началось в 1859 году, когда мальчику было всего 10 лет. Родившийся в семье миллионеров, он с ранних лет проявлял интерес к филателии, что позволило ему с годами собрать уникальную коллекцию. Феррари посвятил своей страсти всю жизнь, безжалостно скупая редчайшие марки по всему миру. Благодаря своим безграничным финансовым возможностям он приобретал марки, недоступные большинству коллекционеров. Его коллекция включала в себя такие раритеты, как Британская Гвиана 1856 года — «Магента», а также «Голубой Маврикий», которые считаются самыми дорогими и редкими марками в мире. Подробнее о ней и ее владельце можно узнать в книге «Страна филателия» Бориса Кисина.

По оценкам экспертов, коллекция Феррари включала миллионы марок из десятков стран. Он собирал не только стандартные почтовые выпуски, но и уникальные ошибки печати, специальные издания и марки, выпущенные ограниченным тиражом. Его собрание было настолько масштабно и ценно, что до сих пор вызывает восхищение у филателистов. 

После смерти Филиппа де Феррари в 1917 году его коллекция была конфискована французским правительством в качестве военной репарации. Затем она была распродана на многочисленных аукционах. Так, например, марки, завещанные  Берлинскому почтовому музею, были проданы за 30 миллионов франков. Хотя коллекция распалась, ее отдельные экземпляры и сегодня считаются жемчужинами частных собраний.

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Как пещерные люди изобрели матрас
Группа археологов нашла доказательство, что двести тысяч лет назад пещерные люди изобрели примитивный матрас. Основой для зон сна и работы был слой из травы, уложенный над пеплом. Статья об этой находке опубликована в журнале Science.
Обложка статьи
Как пещерные люди изобрели матрас
Группа археологов нашла доказательство, что двести тысяч лет назад пещерные люди изобрели примитивный матрас. Основой для зон сна и работы был слой из травы, уложенный над пеплом. Статья об этой находке опубликована в журнале Science.