«Ну, поехали!»: разговор в арт-пространстве завода «Ракета»
В стенах небольшого петергофского предприятия соседствуют современное производство часов и уникальное креативное пространство. Здесь можно увидеть, как рождаются механизмы, заглянуть в футуристический бутик и прогуляться с экскурсией среди огромных, чарующих станков. Мы поговорили с Екатериной Крещик, руководителем арт-пространства часового завода, чтобы узнать больше об этом необычном месте.
— Что представляет собой арт-пространство?
— Пространство появилось у нас чуть больше двух лет назад и сочетает несколько направлений.
Во-первых, это бутик, где можно посмотреть и приобрести продукцию «Ракеты». Во-вторых, это место, откуда начинаются экскурсии по производству, погружающие посетителей в историю предприятия и процессы создания часовых механизмов.
Третье направление, которое мы развиваем, — проведение мероприятий. Так, на территории завода проходил фестиваль «Ночь заводов». Идея была вдохновлена известной акцией «Ночь музеев», когда те после заката оставляют двери открытыми для посетителей. Но ведь в России также работают замечательные заводы, некоторые из которых занимательнее музеев. При этом в последние годы растет интерес к промышленному туризму — так появилась идея провести подобное мероприятие.
Фестиваль стал «пробой пера» для нашего пространства. Сегодня арт-проекты — это устойчивый тренд, хорошо сочетающийся с промышленной эстетикой. Так что в рамках «Ночи заводов» мы создали лазерные инсталляции и подготовили разные мероприятия. В 2023 году акция собрала рекордное количество посетителей, и нам хочется развиваться в этом направлении, когда решим более насущные вопросы.
— Можете рассказать побольше об истории места?
— Появление завода корнями уходит глубоко в историю России. Предприятие основал Петр I более 300 лет назад, хотя часовым оно стало не сразу. Первоначально император запустил фабрику по обработке полудрагоценных камней, которые использовались при строительстве и украшении дворцов: колонны, пилястры, столешницы и внешнее оформление.
Интересно, что большие настольные, настенные и карманные часы с корпусами из драгоценных материалов уже тогда производились на фабрике.
С приходом советской власти выпуск предметов роскоши стал неактуален. В результате фабрика перестроилась, следуя изменениям эпохи. Во всем мире на тот момент активно развивалось приборостроение и машиностроение. В Европе начали использовать синтетические камни в качестве подшипников и были разработаны способы их выращивания. У нас в стране таких технологий еще не существовало.
Так, на нашем предприятии, в рамках проекта исследовательского института, молодые студенты и ученые впервые в Советском Союзе создали технологию вырацивания синтетического рубина.
Это позволило наладить производство деталей для часовых заводов по всей стране. Во время Великой Отечественной войны это стало особенно актуально, так как в кратчайшие сроки нужно было выпускать много техни-ки, которая требовала механизированных частей.
После окончания войны Иосиф Сталин поручил освоить полный цикл производства наручных часов. В 1949 году наш завод стал часовым, каким остается и по сей день. А в 1961-м в честь Юрия Гагарина появилась известная марка «Ракета», название для которой выбрали заводчане. Сегодня мы продолжаем развивать это дело.
— Почему вообще понадобилось создать арт-пространство на базе завода?
— Мы ни на кого не оглядывались, когда создавали арт-пространство, и в первую очередь исходили из комфорта посетителей. Экскурсии на заводе проводились практически всегда, и они — не способ зарабатывать деньги, а прекрасный инструмент для повышения лояльности покупателей и популяризации нашего дела. Ведь можно выпустить множество видеороликов, дать интервью, но ничто не заменит те впечатления, которые вы получите при посещении производства. Когда вы увидите, как из-под станков выходят детали, оцените их реальные размеры и, возможно, возьмете в руки — только тогда можно было по-настоящему прочувствовать, что такое часовое дело и насколько это нелегкая работа. Так что экскурсии — это неотъемлемая часть нашей деятельности. Мы хотим, чтобы люди приходили на завод и знакомились с нашими ценностями.
Из этого и родилась идея создать нечто большее, чем прежде. Мы пригласили известного дизайнера Гарри Нуриева, который вдохновился концепцией производства и создал уникальный и очень интересный дизайн, отражающий все, что мы любим. Так что сегодня в арт-пространстве можно найти отсылки к космосу, к нашему заводу, и все это подчеркивает фирменный красный цвет.
— Как пересекаются производство часов и ваша площадка?
— Сотрудники арт-пространства тесно взаимодействуют с заводом по многим вопросам, в том числе составляют экскурсионные маршруты по нему, чтобы организовать все максимально удобно. Конечно, мы осознаем, что где-то можем помешать работникам, так что стараемся свести вмешательство к минимуму. Поэтому приходится находить решения и обсуждать: как лучше разместить посетителей, какой маршрут будет комфортным?
Вопросов по ходу экскурсии возникает много, особенно от заинтересованных посетителей. Я и наш экскурсовод иногда обращаемся к сотрудникам производства за консультацией, когда задают неожиданные, по узким темам вопросы. А так при заводе действует школа для новых работников, поэтому мы все знаем, как устроены механизмы часов, особенности марки «ракета» и многие детали производства.
Также можно зайти в соцсети «Ракеты», где мы рассказываем о нашей деятельности: берем интервью у сотрудников и устраиваем фотосессии, чтобы все желающие смогли познакомиться с предприятием и людьми, которые стоят за изготовлением любимой продукции.
— Почему в арт-пространстве нельзя найти музейную коллекцию часов?
— Все правильно, на данный момент ее нет. Раньше, до появления арт-пространства, существовал музей с коллекцией советских часов, но мы временно отказались от такой концепции. Наша цель — бережно интегрировать исторический фонд в текущее пространство, соблюдая эстетику. Хотелось уйти от стандартного формата музея, где посетитель видит лишь скучные стенды с документами и экспонатами. Это не наш подход: у нас собственное видение, и когда коллекция вернется, то будет представлена иначе. Пока не могу раскрыть все детали, но надеюсь, что в следующем году проект будет готов.
— А как вы попали в «Ракету»?
— Можно сказать, что это произошло случайно. Я приехала в Петергоф из большого города, и тут почувствовала совсем другой ритм: место компактное и уютное. После переезда я искала работу поближе к дому, чтобы избежать ежедневных поездок в центр Петербурга. Вскоре я узнала о вакансии на часовом заводе. Она частично перекликалась с моим прежним опытом, и я решила попробовать.
Так я попала на завод «Ракета», где мне открылся удивительный мир часового производства. Сейчас моя должность руководителя включает несколько направлений. Во-первых, это продажа часов. Во-вторых, организация экскурсий и постоянное их совершенствование: разработка новых маршрутов и программ. И наконец, приставка «арт-» говорит, что мы про культурные мероприятия в том числе.
Эти планы обязательно реализуем, как только завершится реконструкция завода.
— Какие планы у завода и арт-пространства на будущее?
— Главное направление, на котором мы сейчас сосредоточены, — масштабная реконструкция «Ракеты». Открытие арт-пространства стало лишь отправной точкой. После создания комфортной зоны для посетителей мы сосредоточились на оптимизации производства и создании удобных рабочих мест для сотрудников. Это предполагает расширение завода и требует немало ресурсов, в том числе трудовых.
Нам нужно не просто поддерживать, но и наращивать производство, несмотря на реновацию. Сотрудникам приходится работать в условиях ремонта, переезжая между этажами. Поскольку масштаб и сроки этих изменений трудно прогнозировать, мы не можем обещать, что назовем конкретные даты завершения. Тем не менее прогресс уже виден: посетители, которые приезжали к нам в прошлом году, в этом заметили огромные перемены. Можем с уверенностью заявить, что, если вы придете к нам в 2025-м, вас тоже ждет много приятных новинок!
Фото предоставлены собеседником