Погружение в искусство: Port Art Fair 2025
С 15 по 18 мая «Севкабель Порт» снова стал порталом в мир современного искусства — там в третий раз прошла ежегодная ярмарка Port Art Fair 2025 (PAF) для ценителей прекрасного. Мы посетили пресс-показ, поговорили с художниками и вынесли больше, чем планировали: потрогали биоморфные скульптуры, вдохнули ароматы картин и увидели красоту внутри себя.
В лабиринте творчества
Переступив порог ярмарки, словно попадаешь в лабиринт, где белые стены и столы теплого древесного оттенка становятся холстом для экспонатов. Здесь нет тупиков — только новые пути. Один проход уводит в царство абстракции, где хаос складывается в гармоничную композицию. Вот массивная скульптура из дутой стали, Art XR «Адам и Ева», коллаборация галереи «Охра» и скульптора Вильгения Мельникова: она пугает, завораживает, заставляет вглядываться. Другой поворот — уютный уголок в Art Room от IRNBY с причудливыми мультяшными персонажами, напоминающими о детстве. Здесь время течет иначе, а выход — лишь условность, ведь здесь хочется затеряться.
Мы попали в место, где винтаж встречается с современностью. На PAF можно увидеть не только картины, но и маски для сна, керамические скульптуры, коллажи из ткани и стекла, а также одежду — здесь все становится произведениями искусства.
В этом году тема ярмарки — «Искусства и ремесла». Пространство собрало под одной крышей 61 независимого художников и 26 художественных галерей и объединений из разных регионов.
Как говорят художники
Современное искусство рождается на стыке контрастов: грубый металл соседствует с хрупким стеклом, агрессивные рваные штрихи контрастируют с акварельной нежностью, цифровые картины сосуществуют с ручной вышивкой.
Группа независимых художников из Петербурга Sexcabel — Иван Горячев, Даниил Старков и Кирилл Комаровских — работает с тем, что обычно выбрасывают: упаковочный картон, баннеры, обрывки холстов.
В этих словах — вся суть современного искусства: импровизация, синтез, превращение случайного в осмысленное, хаоса в гармонию.
Среди тенденций ярмарки можно выделить: коллажи, портреты, неоакадемизм. Можно увидеть, как классика искусства обретает новую оптику, впитывая в себя цифровые технологии и современные тренды. Например, редукционная линогравюра Олены Муравы «Унеси меня, Волчок!» переосмысливает сюжет картины «Ивана-царевича на Сером Волке» Виктора Васнецова. Вместо сказочного спасителя здесь волк становится мистическим проводником между мирами. Художница обращается к древним поверьям, где лесные хищники — стражи границы между миром живых и царством мертвых.
Ностальгия по будущему
Выставка пронизана ощущением легкой меланхолии, ностальгии. Но это не грустная тоска по прошлому, а скорее раздумье о будущем, о том мире, который мы создаем своими руками. Среди работ — инсталляции художницы Анастасии Кашубы «Поле после сбора урожая». Параллелепипед из ПВХ-досок, покрытый торчащими хвостами каштановых волос, деревянная ширма с вплетенными светлыми прядями привлекают внимание сразу приковывают взгляд. Эти работы заставляют задуматься, какой след мы оставим после себя.
Анастасия Кашуба
В работах проглядывают народные мотивы, сказочные образы. Художники обращаются к корням прошлого, переосмысляют его, чтобы создать фундамент для новой реальности. За следующим поворотом будто ожила страница из книги русских сказок. Художницы Саша Палм, Катя Коса и Лена Сено создали трехстенное пространство, где народные мотивы переплетаются с современным языком искусства: «Путь-дорожка», «Девица» и «Сердце хтони». Видео-арт «Мое» переносит образ «русского» сердца в цифровой мир, переосмысляя старинные техники в контексте цифровой эпохи. Катя Коса по-новому интерпретирует архетип русской красавицы: кокошник со встроенным зеркалом становится интерактивным инструментом рефлексии, объединяя тяжесть женской доли в традиционном обществе с современными вопросами гендерной идентичности.
«Путь-дорожка»
Искусство как путь к себе
Port Art Fair 2025 обжигает смелостью, царапает душу откровенностью, оставляет послевкусие чего-то важного, но неуловимого. Здесь взгляд невольно отдыхает на умиротворяющих переливах инсталляции «Рассвет над заливом» JOY GALLERY, руки тянутся ощутить текстуру биоморфных керамических скульптур Елены Тонро, а дыхание замирает перед хрупкими цветами из гель-лака Ирины Бороденко. Искусство перестает быть просто объектом созерцания — оно вовлекает все органы чувств, заставляя по-настоящему проживать каждый экспонат.
Тема выставки демонстрирует возвращение интереса к декоративно-прикладному творчеству. Особый акцент сделан на самих материалам, из которых создаются произведения: к текстуре дерева, пластичности глины, ворсистость ткани, хрупкости стекла. Посетители ярмарки смогли по-новому ощутить «телесность труда» — незримое, но ощутимое присутствие человека, его энергии в представленных объектах. Именно рукотворное начало и создает ту уникальную атмосферу диалога между внешним миром и внутренним «я». Обязательно приходите на Port Art Fair в следующем году, чтобы открыть для себя новые имена современного искусства и погрузиться в разговор с самим собой.