Обложка статьи

Девочки по ночам код не пишут

Вы когда-нибудь задумывались, почему технологические сферы традиционно считают мужскими? Магистр социологии Европейского университета Дарья Холодова занимается проектами компании JetBrains по поддержке женщин в техническом образовании. Корреспондент «Мегабайт» побывал на лекции Дарьи и узнал, с какими трудностями сталкиваются женщины в IT и каковы их причины.

Гены или стереотипы?

По статистике лишь 30% поступающих на технические специальности девушек оканчивает университет, 15% идут работать по профессии и только 5% получают высокие должности. На Западе по этому поводу даже сформировалась концепция A Leaking STEM Pipeline.

Но в природе не существует генов предрасположенности к техническим наукам, а многочисленные исследования на тему «боязни математики» показали, что разница между количеством «боящихся» и «не боящихся» девушек выше, чем между «боящимися» мужчинам и женщинами.

К тому же пол — это биологический термин. Гендер — психологический. В обществе реально существует лишь последний, т.к. первый при общении в повседневной жизни мы напрямую не различаем.

Психологические причины, по которым девушки в основном не оканчивают обучение по техническим направлениям:

  • женщины низко оценивают собственную эффективность и математические способности
  • «математическая тревожность» — переживание и стресс, возникающие при столкновении с математикой
  • угрозу подтверждения стереотипа «точные науки не для женщин».

Статус и пол: есть ли зависимость?

В образовании, здоровье, искусстве и социальных науках преобладают женщины, в то время как в областях агрокультуры, в сфере IT и инженерных профессиях — мужчины.

Бизнес-администрирование, математика и статистика занимают промежуточное положение. Возникает профессионализация (феминизация vs маскулинизация*).

*Маскулинизация (в проф. сфере) — это изменения в сторону увеличения доли мужчин в той или иной профессии.

Однако, как ни странно, престиж «мужских» профессий оказывается выше престижа «женских». Связано это с «консервативным» распределением по цели в обществе: женщина — домашний труд, мужчина — публичный. Потому последние и ближе к ресурсам.

Феминитив профессии по какой-то причине включает в себя не только профессиональные характеристики, но и характеристики гендера. Введите в поисковом запросе «учитель», откройте картинки, а затем сделайте то же самое, но со словом «учительница». Убедитесь сами.

Совместно с газетой «Бумага» Дарья собрала статистику по физико-математическим лицеям Петербурга, которая показала, что снижение статуса учебного заведения влечет за собой снижение половой дискриминации. Как и наоборот.

Так существует ли гендерный барьер?

Характеристики профессий меняются, но характеристики гендеров и связанного с ними статуса остаются неизменными. Чтобы поменялось соотношение представителей женского и мужского пола в IT, должен измениться статус женщин в обществе.

Несмотря на отсутствие половой дискриминации в IT-профессиях, внутри сферы все равно появляется статистическое гендерное распределение: тестировщиками (рутина, меньший престиж) чаще становятся женщины, разработчиками (статус) — мужчины. Нельзя утверждать, что некоторые высокие должности могут занять только мужчины. Проблема заключается в отсутствии достаточно квалифицированных женских кадров.

Представительницы женского пола встречают большее сопротивление на пути к высокопоставленным должностям, чем мужчины. Достигнув его, они зачастую в глазах общественности лишаются статуса «женственности».

Решение проблемы очевидно: необходимо однозначно исключить категории мужчина/женщина в профессиональной сфере. Но как скоро это произойдет?

 

27 декабря 2018

Еще почитать по теме

Обложка статьи
IT’s fashion
Выпускница направления «Информационная безопасность» Снежана Падерина рассказывает, как навыки программирования могут пригодиться в создании одежды
Обложка статьи
IT’s fashion
Выпускница направления «Информационная безопасность» Снежана Падерина рассказывает, как навыки программирования могут пригодиться в создании одежды