Обложка статьи

Точка прибытия

Мы пришли сегодня в порт: корреспонденты журнала NewTone — по намыву Васильевского острова, а белоснежный круизный лайнер — со стороны моря. Но стоять, разинув рот, подобно героям советского мультфильма, нет времени. Пока туристы спускаются на берег, расскажем, почему пассажирский порт Санкт-Петербурга признали лучшим транзитным портом мира и как встречают суда, впервые приходящие в город.

Порт-невидимка

Внутри морского терминала много пассажиров, но никакой суеты нет. Прибывшие туристы проходят к автобусам, ненадолго останавливаясь возле лавочек с сувенирами, на витринах которых весело улыбаются матрешки и волк Забивака. В течение часа терминал опустеет, а следующая пиковая нагрузка случится вечером, когда пассажиры будут возвращаться обратно на корабль. Гости нашего города путешествуют организованно, приобретая круизы с запланированной программой. Специально для таких иностранцев существуют правила, разрешающие безвизовый выход в город организованным туристическим группам на 72 часа с условием обязательной ночевки на корабле. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития туризма в Петербурге было строительство современного пассажирского порта, ведь он принимает сразу несколько круизных лайнеров.



Строительство Пассажирского порта Санкт-Петербург началось в 2005 году на намывных территориях в западной части Васильевского острова, очертания которых формировались сразу же с учетом необходимой инфраструктуры. Работы велись достаточно оперативно, поэтому уже в сентябре 2008 года новый порт принял первое судно с пассажирами на борту. Сейчас к причалам  порта одновременно может быть пришвартовано до 7 кораблей длиной до 340 метров, а четыре морских терминала готовы обслуживать до 18 тысяч пассажиров в день. Концепция проекта порта предусматривает в качестве архитектурной доминанты сами морские суда, притягивающие внимание при подъезде к гавани, в то время как основные здания и сооружения остаются почти незаметными. Такой эффект достигается за счет небольшой высоты морских терминалов, а использованные материалы — стекло и металл — приятны взгляду и не притягивают к себе излишнее внимание. Кроме того, благодаря продуманной логистике, на территории совершенно невозможно заблудиться!

Спрос и предложение

Несмотря на то что Пассажирский порт Санкт-Петербург является всесезонным, суда приходят только в летний период. Навигация открывается с конца апреля и длится до середины октября. Для перехода на круглогодичный режим необходим спрос на морские путешествия в зимний период: на такие рейсы требуются суда ледового класса, которых не так много на круизных направлениях. За сезон навигации 2018 года в Пассажирский порт Санкт-Петербург прибыло морем 623 тысячи пассажиров, поток туристов постоянно растет, поэтому круглогодичные круизы становятся вопросом времени. Расписание судозаходов составляется на три года вперед, это регулярная практика круизных компаний. К тому же цена на билет при ранней покупке значительно ниже, поэтому многие туристы планируют свое путешествие в Петербург на 2022 год уже сейчас.

В каждую навигацию случаются «премьеры», когда судно заходит в порт впервые. Такое знаменательное событие отмечается плакетной церемонией — обменом так называемыми плакетками между капитаном и представителем порта в память о первом судозаходе круизного лайнера в порт. Подаренные плакетки и памятные макеты судов украшают стены конференц-зала порта. На фото под стеклом представлены разноцветные многоэтажные плавучие дома, на борту которых находится место не только каютам, но и ресторанам, ледовым каткам и другим развлечениям. Помимо огромного количества пассажиров на судне присутствует экипаж, который обеспечивает бесперебойную работу всех служб на борту и может увеличивать общее количество человек на судне до 60 % от пассажировместимости лайнера.

На причалах установлены системы бункеровки судов питьевой водой, а также снятия хозяйственно-бытовых стоков и отходов. Другого специального обслуживания здесь не проводится, поэтому те два дня, что лайнеры обычно проводят у причала, становятся для них временем отдыха перед дорогой в следующий город по маршруту. Пассажирский порт Санкт-Петербург является транзитным. Для реализации проекта по использованию Пассажирского порта Санкт Петербург как точки начала и окончания круизов нужно, чтобы существующий визовый режим был легче. 

Город у моря

Работу порта обеспечивает всего 150 человек, это в основном сотрудники технических служб. Кроме того, здесь же располагается международный пункт пропуска через границу Российской Федерации и таможенную границу Евразийского экономического союза. На сегодня порт реализовывает проект по реконструкции постоянного морского многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ. Это позволит принимать паромы, на которых помимо людей будут перевозить транспортные средства и накатную технику. Также ведутся работы по сооружению выносных палов, позволяющих швартовать более длинные суда у причалов № 6 и 7. 



Когда навигация заканчивается, порт не стоит без дела. Здесь регулярно проводят различные выставки и конференции, устраивают фестивали, снимают кино и телесериалы, планируется к открытию спортивный комплекс. Также на территории зимой работает бесплатный каток. Сейчас на намыве ведется активная стройка, совсем скоро на новом берегу Финского залива появятся панорамные кварталы. Пассажирам океанских лайнеров будут подмигивать огни в окнах домов, а все границы станут условными, несмотря на действие на корабле законов иностранного государства. Ведь 72 часа это очень мало, чтобы познакомиться с Санкт-Петербургом, поэтому нужно вернуться сюда снова!

Материал опубликован в журнале NewTone

 

22 октября 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Чем кормить ракету?
Корреспондент NewTone выяснил, что «едят» космические ракеты
Обложка статьи
Чем кормить ракету?
Корреспондент NewTone выяснил, что «едят» космические ракеты