Обложка статьи

Первая стюардесса: как медсестры оказались в небе

Бюро переписи США сделало вывод, что обслуживающий персонал авиарейсов на 78 % состоит из женщин. Только в 1930 году наняли первую стюардессу. Что входило в ее обязанности? Чем оказались полезны медсестры в воздухе? Какие были критерии отбора? Корреспондент рубрики «Имени языка Эйнштейна» рассказывает в статье.

Первую стюардессу Эллен Чёрч приняли на работу в 1930 году. Она изучала сестринское дело и работала в больнице в Сан-Франциско, но также брала частные уроки пилотирования. Годом ранее Эллен обратилась в нынешнюю United Air Lines, известную тогда под названием Boeing Air Transat (BAT), на вакансию пилота. Но менеджер офиса компании в Сан-Франциско Стив Стимпсон не стал нанимать ее на желаемую должность. Вместо этого решил трудоустроить как стюардессу. Руководство посчитало, что присутствие молодых бесстрашных девушек на борту станет хорошим маркетинговым ходом: это успокоит пассажиров в воздухе. Кроме того, навыки медсестры могли быть полезны в полете: многие пассажиры плохо переносили тряску. Да и весили женщины меньше мужчин, что было важно для моделей самолетов того времени.

Несмотря на то, что сейчас в основном летают только стюардессы, первым бортпроводником был немец Генрих Кубис. В 1912 году он встречал пассажиров на дирижабле Zeppelin — LZ 10 «Швабия». Кубис также был на борту знаменитого «Гинденбург» LZ 129. Тогда на борт нанимали только мужчин. 

Черч по просьбе администрации собрала группу из семи медсестер не старше 25 лет и весом не более 115 фунтов (около 52 кг), обещая зарплату в 125 долларов в месяц. Это была приличная сумма: средняя зарплата по стране была 114 долларов. 

После нескольких месяцев подготовки, 15 мая 1930 года, Эллен Черч на борту Boeing 80A совершила 20-часовой перелет из Сан-Франциско в Чикаго с 13 остановками и 14 пассажирами. Эллен закончила карьеру стюардессы через 18 месяцев из-за автокатастрофы. Однако во время Второй мировой войны она служила медсестрой в медицинском самолете, перевозившем раненых солдат из Северной Африки и Италии, а затем в медицинском поезде во Франции.

В 1966 году в The New York Times разместили следующее объявление для стюардесс Eastern Air Lines:

«Выпускница средней школы, одинокая (допустимы вдовы и разведенные без детей), 20 лет (девушки 19,5 лет могут подать заявку на дальнейшее рассмотрение). Рост 5'2" (158 см), но не более 5'9" (175 см), вес от 105 до 135 фунтов (примерно от 48 до 62 кг) в пропорции к росту и зрение без очков не менее 20/40 (с 6 метров кандидат различает букву, которую люди с идеальным зрением 20/20 увидят с 12)».

К 1967 году внешний вид считали настолько важным для работы стюардессы, что TWA (Trans World Airlines) нанимала только 3 % претенденток. В то время авиакомпании считали, что эксплуатация женской сексуальности увеличит их доходы: девушки зачастую носили облегающую униформу, включающую в себя белые перчатки и высокие каблуки.

Помимо работы с пассажирами от стюардесс ожидали помощи в перевозке багажа и заправке топливом самолета. Также они должны были вместе с пилотами заталкивать воздушные судна в ангары.

 

16 мая 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи