Комиксы: от средневековых гравюр до обложек-голограмм
Возникновение комиксов в привычном нам виде связано с распространением печатных газет и журналов. Но вот рассказывать истории в картинках начали задолго до этого. Читайте о прародителях жанра и о том, как он перешел в раздел «взрослой» литературы, в рубрике «Имени языка Эйнштейна».
Греховные гравюры
Люди всегда иллюстрировали свои тексты, иногда рисунками и рассказывали истории. Свидетельство тому египетские иероглифы и росписи, греческие фрески и средневековые гобелены. В XVIII веке, в Эпоху Просвещения, искусство отошло от религиозных тем к сатире и юмору. Обличая пороки современного общества, Уильям Хогарт создал ряд гравюр, объединенных одной историей и сопровождающихся короткими подписями.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Эпоха Возрождения
В «золотом веке» ведущие комикс-компании создали примерно две сотни героев, но, например, у DC Comics к 1956 году выходили всего три линейки: про Супермена, Бэтмена и Чудо-женщину. Поэтому одна из идей «серебряного века» — возродить ранних героев. Первая удачная попытка удалась авторам Флэша: 4 октября 1956 года вышел пилотный выпуск реанимированной истории. В том же году они вернули во вселенную Зеленого Фонаря.
В этот же период стало популярным объединять героев в команды. Авторы Marvel Comics, Стэн Ли и Джек Кирби, в 1960 году представили Фантастическую Четверку (Fantastic Four). Чуть ранее DC создали Лигу Справедливости, состоящую из Зеленого Фонаря, Чудо-Женщины, Бэтмена, Супермена, Флэша и Марсианского Охотника.
Рост образования в Америке сделал читателей более искушенными. Сюжеты становились глубже и серьезнее. Комиксы начали читать подростки и молодежь. Так, в 1962 году появляется Человек-паук — герой, кроме всего прочее переживающий обычные проблемы среднестатистического подростка.
Космическая гонка и развитие атомной отрасли породили интерес к науке и технологиям. Герои и их враги получили гаджеты, а их способности все чаще возникали в случае генетических экспериментов или мутаций. В противовес этому в сюжетах также возрастает тяга к магии — в 1963 году выходит первый выпуск про Доктора Стрэнджа.
Многие известные нам сегодня герои Marvel впервые увидели свет именно в 60-х годах. Среди них Железный Человек, Сорвиголова, Халк, Тор, Человек-муравей и Оса. В 1963 году пятеро из них сформировали команду Мстителей, состав которой, как и в случае с Лигой Справедливости, часто менялся. В ту же эпоху возникли мультивселенные и родились мутанта Людей X.
Ужасные сказки
Помимо двух крупных компаний были и более мелкие, но чаще они организовали самиздаты. Напомним, что тогда работала Комиссия комиксов, и подпольные сюжеты цензура бы не пропустила. Официальное издание Dell Comics, дочернее предприятие Dell Publishing, использовало более классических героев — Дракулу и Франкенштейна. Например, серия ужасов «Сумеречная зона» (The Twilight Zone).
В отличие от увеличивающих возрастную категорию читателей изданий некоторые предприятии вернулись к сказочным героям, привычным детям.
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Борьба в сотрудничестве
Начался бронзовый век со смерти девушки Человека-паука, Стейси, в 1970-х годах. Создатели, сделавшие ставку на подростковую и взрослую аудиторию, оказались в выигрыше. Marvel и DC Comics продолжили борьбу, в этот раз в адаптации героев из Средневековья: Конан-Варвар, Соломон Кейн, Беовульф, Рыжая Соня и Warlord. В те же годы, разорвав контракт со Стэном Ли, Джек Кирби уходит к конкурентам.
Однако помимо борьбы было и сотрудничество. В 1976 году выходит первый кроссовер гигантов — «Супермен против удивительного Человека-паука: Битва века!» (Superman vs. the Amazing Spider-Man: The Battle of the Century!). Как видно из названия, в арке участвовали герои и злодеи из обеих вселенных. Идея пришлась по душе читателям, поэтому в дальнейшем компании выпускают еще несколько таких номеров.
Послабление цензуры
Основные темы «Бронзового века»: экология, коррупция, политический беспредел, борьба с растущими алкоголизмом и наркоманией, расизмом и национализмом. В 52 выпуске Фантастической Четверки появляется первый чернокожий герой — Черная Пантера.
В связи с переходом к более взрослой аудитории Кодекс комиксов был пересмотрен. Теперь можно было упоминать наркотики, вводить в сюжеты оборотней и вампиров. В истории вернулись сцены насилия.
МЕДНЫЙ ВЕК
Век технологий
«Медный век» (с середины 1980-х до начала 2000-х) также называют «железным» или «темным». Авторы начали делать комиксы на компьютерах и печатать их в современных типографиях, используя флуоресцентную и голографическую печать. Возросло количество коллекционеров и ценителей жанра. На них и сделала ставку Marvel в линейках с вариативными обложками и специзданиях с ограниченным тиражом. Правда компания прогадала, в связи с чем в 1996 году ей пришлось объявить о банкротстве.
В 1992 году из Marvel Comics уходит команда лучших художников и основывает собственное издание Image Comics, сейчас занимающее третье место после гигантов. Самые известные их серии: «Ходячие мертвецы» (The Walking Dead) и «Спаун» (Spawn).
В 1986 году появляется ныне четвертый в топе комикс-компаний — Dark Horse Comics, известная такими героям, как Хеллбой, Баффи и Маска, а также по линейки «Город грехов» (Sin City).
Темные времена
Издания все чаще стали обращать внимание на антигероев и суперзлодеев. Если раньше герои были исключительно положительными или отрицательными, то теперь возможны варианты. Добро совершается через убийство (Каратель, The Punisher) или бывшие злодеи присоединяются к командам героев. Новых персонажей практически не создавали, а старые все чаще уходили из арок
Начало истории комиксов о «золотом веке» читайте по ссылке.