Обложка статьи

Звуковой кинематограф: Уолт Дисней, «Поджигатель» и тагефон

Вспомните свои мысли и эмоции в тот момент, когда видео на YouTube зависло и звук стал бежать вперед картинки или отставать от нее. Это как минимум неприятно. А ведь больше 100 лет назад инженеры-изобретатели сконструировали устройство, чтобы в фильме появилась музыка. Так, 17 сентября 1922 года в кинотеатре показали первый звуковой фильм.

Кинетофон: кинетоскоп + фонограф
Через два года после получения патента на кинетоскоп — устройство для индивидуального просмотра кино — Томас Эдисон в 1895 году разработал систему, совмещающую в кадре изображение и звук. Аппарат получил название «кинетофон». Эдисон поместил в его корпусе кинетоскоп и фонограф, объединив лентопротяжный механизм, движущий пленку по кадру перед объективом, и звуковой цилиндр.

Так как основой системы был кинетоскоп, устройство оказалось непригодным для публичного использования: звук проходил через внутриканальные наушники, сейчас более известные как вкладыши. Другими серьезными проблемами стали низкая точность синхронизации и плохое качество записи, поэтому в фильмах использовали только музыкальные фрагменты или закадровый голос.

Подробнее о фонографе и других звукозаписывающих устройствах читайте в статье Софьи Ждановой.

Прожектофон: звук на пленке
С проблемой синхронизации справился венгерский инженер Дениз Михали. Он совместил изображение и звук на общем носителе — кинопленке, и 7 июня 1916 года продемонстрировал прожектофон. Через три года Йозеф Энгель, Ганс Фохт и Йозеф Массоль запатентовали более пригодную для публичного использования систему «Триэргон». Авторы применили технологию оптической звукозаписи, особенность которой заключается в изменении плотности носителя, в данном случае пленки. Для разработанного ими устройства она была шире привычной на 7 мм — так удалось сохранить размер стандартного кадра немого кино и не потерять качество звука.

Впервые с работой этого аппарата познакомились зрители премьерного показа фильма «Поджигатель» 17 сентября 1922 года, еще один кинопросмотр состоялся годом позже в Копенгагене. Нестандартные ширина пленки и частота кадров (которую пришлось изменить, чтобы звук соответствовал изображению) требовали серьезных вложений для переоборудования всех кинозалов. Поэтому использовать технологию повсеместно не стали.

Пока изобретатели думали, как должно выглядеть и работать оборудование для трансляции голосового кино, зрители радовались простой кинодекламации: актеры путешествовали вместе с пленкой и озвучивали самих себя прямо в кинозале, прячась за экраном.

«Витафон»: граммофонные пластинки и Warner Bros. Pictures
Система «Витафон» от компании Western Electric показала, что решение совместить звук и картинку на общем носителе было неверным. Разработчики предложили записывать звуковое сопровождение на граммофонную пластинку и воспроизводить с помощью проигрывателя, синхронизированного с кинопроектором общим приводом. Пластинка озвучивала 10 минут картины, этого времени было достаточно, чтобы записать одну часть фильма.

Финансовый успех пришел к разработчикам витафона с фильмом, вышедшим в 1927 году. «Певец джаза» от компании Warner Bros. Pictures считают первым полнометражным голосовым фильмом: помимо музыкальных и шумовых эпизодов, в нем есть несколько сцен с пением и настоящими репликами. Первая из них: «Подождите, подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» — позже стала символом начала эпохи звукового кино. Тем не менее, большая часть диалогов была оснащена интертитрами — кадрами с текстом реплик — как в привычном немом кино. 

В 1924 году Теодор Кейс и Эрл Спонэбл начали работу над камерой, записывающей звук и картинку на общую негативную пленку, и уже в июле 1926 года кинокомпания Fox Film Corporation выкупила права на ее использование. Уильям Фокс применял эту систему для своих картин вплоть до 1931 года, а для еженедельных выпусков Fox Movietone News — до 1963 года.

«Тагефон»: советское звуковое кино
В советском союзе тоже шли разработки аппаратуры для звукового кино. Самый удачный вариант предложил Павел Тагер. Выигрышную позицию «Тагефон» занимал не только среди изобретений советских коллег, он также обошел зарубежные аналоги в вопросе записи высокого голоса. 

В 1931 году было спроектировано по семь типов записывающей и воспроизводящей аппаратуры для системы «Тагефон». Через некоторое время в Ленинграде наладили производство оборудования, которым оснастили кинотеатры в СССР. Уже к 1934 году советское кинопроизводство полностью перешло на звуковые картины. 

В 1932 году появился первый международный стандарт звукового кинематографа. Это означало, что теперь звуковой фильм можно посмотреть в любом кинотеатре после необходимого переоборудования.

«Фантасаунд»: стереофония на отдельной пленке
В 1940 году инженеры киностудии Уолта Диснея разработали стандарт оптической звукозаписи «Фантасаунд». Одноименная система воспроизводила стереофонический трехканальный звук на фильмфонографе, предварительно записав музыку, реплики и шумы на отдельную кинопленку. Технология оказалась слишком сложной для своего времени, а оборудование дорогим, поэтому метод не пользовался популярностью. 

В 1952 году три звуковые дорожки заменили семью, запись делали уже на магнитную ленту, и синхронизировалась она с тремя проекторами. Все это объединило в себе панорамное кино «Синерама». Впоследствии технологию модернизировали, получив широкоформатную версию Todd AO, где на магнитные дорожки писали шесть независимых звуковых каналов.

19 сентября 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи