Звуковой кинематограф: Уолт Дисней, «Поджигатель» и тагефон
Вспомните свои мысли и эмоции в тот момент, когда видео на YouTube зависло и звук стал бежать вперед картинки или отставать от нее. Это как минимум неприятно. А ведь больше 100 лет назад инженеры-изобретатели сконструировали устройство, чтобы в фильме появилась музыка. Так, 17 сентября 1922 года в кинотеатре показали первый звуковой фильм.
Кинетофон: кинетоскоп + фонограф
Через два года после получения патента на кинетоскоп — устройство для индивидуального просмотра кино — Томас Эдисон в 1895 году разработал систему, совмещающую в кадре изображение и звук. Аппарат получил название «кинетофон». Эдисон поместил в его корпусе кинетоскоп и фонограф, объединив лентопротяжный механизм, движущий пленку по кадру перед объективом, и звуковой цилиндр.
Так как основой системы был кинетоскоп, устройство оказалось непригодным для публичного использования: звук проходил через внутриканальные наушники, сейчас более известные как вкладыши. Другими серьезными проблемами стали низкая точность синхронизации и плохое качество записи, поэтому в фильмах использовали только музыкальные фрагменты или закадровый голос.
Подробнее о фонографе и других звукозаписывающих устройствах читайте в статье Софьи Ждановой.
Прожектофон: звук на пленке
С проблемой синхронизации справился венгерский инженер Дениз Михали. Он совместил изображение и звук на общем носителе — кинопленке, и 7 июня 1916 года продемонстрировал прожектофон. Через три года Йозеф Энгель, Ганс Фохт и Йозеф Массоль запатентовали более пригодную для публичного использования систему «Триэргон». Авторы применили технологию оптической звукозаписи, особенность которой заключается в изменении плотности носителя, в данном случае пленки. Для разработанного ими устройства она была шире привычной на 7 мм — так удалось сохранить размер стандартного кадра немого кино и не потерять качество звука.
Впервые с работой этого аппарата познакомились зрители премьерного показа фильма «Поджигатель» 17 сентября 1922 года, еще один кинопросмотр состоялся годом позже в Копенгагене. Нестандартные ширина пленки и частота кадров (которую пришлось изменить, чтобы звук соответствовал изображению) требовали серьезных вложений для переоборудования всех кинозалов. Поэтому использовать технологию повсеместно не стали.
Пока изобретатели думали, как должно выглядеть и работать оборудование для трансляции голосового кино, зрители радовались простой кинодекламации: актеры путешествовали вместе с пленкой и озвучивали самих себя прямо в кинозале, прячась за экраном.
«Витафон»: граммофонные пластинки и Warner Bros. Pictures
Система «Витафон» от компании Western Electric показала, что решение совместить звук и картинку на общем носителе было неверным. Разработчики предложили записывать звуковое сопровождение на граммофонную пластинку и воспроизводить с помощью проигрывателя, синхронизированного с кинопроектором общим приводом. Пластинка озвучивала 10 минут картины, этого времени было достаточно, чтобы записать одну часть фильма.
Финансовый успех пришел к разработчикам витафона с фильмом, вышедшим в 1927 году. «Певец джаза» от компании Warner Bros. Pictures считают первым полнометражным голосовым фильмом: помимо музыкальных и шумовых эпизодов, в нем есть несколько сцен с пением и настоящими репликами. Первая из них: «Подождите, подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» — позже стала символом начала эпохи звукового кино. Тем не менее, большая часть диалогов была оснащена интертитрами — кадрами с текстом реплик — как в привычном немом кино.
В 1924 году Теодор Кейс и Эрл Спонэбл начали работу над камерой, записывающей звук и картинку на общую негативную пленку, и уже в июле 1926 года кинокомпания Fox Film Corporation выкупила права на ее использование. Уильям Фокс применял эту систему для своих картин вплоть до 1931 года, а для еженедельных выпусков Fox Movietone News — до 1963 года.
«Тагефон»: советское звуковое кино
В советском союзе тоже шли разработки аппаратуры для звукового кино. Самый удачный вариант предложил Павел Тагер. Выигрышную позицию «Тагефон» занимал не только среди изобретений советских коллег, он также обошел зарубежные аналоги в вопросе записи высокого голоса.
В 1931 году было спроектировано по семь типов записывающей и воспроизводящей аппаратуры для системы «Тагефон». Через некоторое время в Ленинграде наладили производство оборудования, которым оснастили кинотеатры в СССР. Уже к 1934 году советское кинопроизводство полностью перешло на звуковые картины.
В 1932 году появился первый международный стандарт звукового кинематографа. Это означало, что теперь звуковой фильм можно посмотреть в любом кинотеатре после необходимого переоборудования.
«Фантасаунд»: стереофония на отдельной пленке
В 1940 году инженеры киностудии Уолта Диснея разработали стандарт оптической звукозаписи «Фантасаунд». Одноименная система воспроизводила стереофонический трехканальный звук на фильмфонографе, предварительно записав музыку, реплики и шумы на отдельную кинопленку. Технология оказалась слишком сложной для своего времени, а оборудование дорогим, поэтому метод не пользовался популярностью.
В 1952 году три звуковые дорожки заменили семью, запись делали уже на магнитную ленту, и синхронизировалась она с тремя проекторами. Все это объединило в себе панорамное кино «Синерама». Впоследствии технологию модернизировали, получив широкоформатную версию Todd AO, где на магнитные дорожки писали шесть независимых звуковых каналов.