Обложка статьи

Духовые инструменты: овощной оркестр и Моцарт против флейты

Современные духовые инструменты изготавливают из латуни, меди и серебра, но когда-то для этого хватало бамбука или морской раковины. Например, 23 сентября 1999 года в Китае обнаружили флейту из кости журавля возрастом 9 000 лет. О том, как из–за разбитого сердца появился один из самых древних музыкальных инструментов, почему церковь была против музыкального сопровождения и как в XXI веке из баклажана делают саксофон, рассказываем в еженедельной рубрике «Имени языка Эйнштейна».

Тростник, неразделенная любовь и военное дело
Флейту один из самых древних музыкальных инструментов. Изготавливали ее из всего, что попадало под руку: кости, камышовые тростинки, бамбук, морская раковина, скорлупа крупного ореха. Затем первобытные музыканты придумали просверливать в корпусе дырочки — так они добились звучания различных оттенков: от низких до высоких. Позже в отверстии трубки появился язычок, сделанный из тростника. Под действием воздуха он колебался и издавал более мелодичную музыку.

У длинного тростника звук был более низкий, у короткого — наоборот. Так появились флейты, похожие на «заборчик» из укорачивающихся трубок — флейты Пана. У многих народов они называются по–разному: у русских — кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин — ларчеми, в Литве — скудучай, у латиноамериканских индейцев — сампоньо.

Существует греческая легенда, что когда-то жил фавн по имени Пан. Однажды в лесу он увидел прекрасную нимфу по имени Сиринкс и влюбился в нее. Но безответно. Пан стал преследовать ее. Тогда Сиринкс взмолилась  речному богу–отцу, и тот превратил ее в тростник, из которого Пан сделал себе дудку. И каждый раз, когда он на ней играл, пела не флейта, а сладкоголосая нимфа Сиринкс.

Духовых инструментов на протяжении многих веков применяли в основном в военном деле. В древних отрывках подчеркивалось морально–психологическое воздействие музыки: воодушевление воинов и устрашение противника. Преимущественно использовали трубы, а в Западной Европе — волынку и шалмей.

Церковь, Моцарт и «Король джаза»
В эпоху раннего Средневековья церковь поощряла только хоровое пение. Поэтому духовые инструменты не участвовали в церковной службе, их использовали лишь во время пиров и уличных праздников. Трубы играли в унисон с певцами и помогали участникам хора придерживаться одинаковой интонации. В XIV веке руководители церкви начали постепенно снимать запреты на инструментальное сопровождение.

Антонио Вивальди виртуозно играл не только на скрипке, но и на гобое и фаготе. Всего он написал 38 концертов для фагота, около 13 для поперечной и 3 для продольной флейты, 12 для гобоя, 1 для трубы-кларино и 2 концерта для валторны.

В XVII веке Клаудио Монтеверди в опере «Орфей» впервые использовал духовой оркестр, сопровождавший певцов. Позднее коллектив музыкантов также исполнял танцы, переложения симфонических и оперных сочинений. Флейту часто применяли в сценах свадеб.

Вольфганг Амадей Моцарт утверждал, что терпеть не может флейты. Он боялся, что музыкальная интонация не будет точной и исполнителю не хватит слуха и техники, чтобы почувствовать произведение и правильно сыграть его. Тем не менее, композитор написал множество сольных пьес для флейты.

Саксофон появился в 1842 года, когда Адольф Сакс, соединив наконечник от кларнета с канонической трубой и добавив к ним клапанный механизм гобоя, создал будущего «короля джаза». Его концы были изогнуты, из-за чего внешне саксофон напоминал букву S и выдавал необычные звуки и тембр, объединяя звучание медных и деревянных духовых инструментов. Поэтому почти сразу он стал основным элементом зародившегося в конце XIX века джаза. С развитием массового производства саксофонов, даже самые бедные семьи в США старались купить их детям, так как это считалось залогом успеха.

 

Венский овощной оркестр и поющая арка
Сегодня музыкальные инструменты делают не только из дерева, меди или латуни, но и из овощей. Так, в арсенале австрийского The Vegetable Orchestra появились флейты из моркови, кларнеты из огурца и болгарского перца, саксофоны из баклажана и валторны их хрена. А после концерта повар готовит из них овощной суп для коллектива и зрителей.

Даже скульптуры иногда могут создавать духовую музыку. В Лондоне установлена арка из нержавеющей стали — «Павильон Эола», греческого бога ветра. К ней прикреплены 310 труб, соединенных со струнами и мембраной. Когда дует ветер, они передают звук в арку.

 

Иллюстрации: pinterest.ru, wikipedia.org, познавательный портал «Вокруг света»

26 сентября 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи