Обложка статьи

Масленица: ком для богов, похороны чучела и значение дней недели

Субботу считали лучшим временем для гадания в Масленицу. Например, если первый блин получился тонким, то весь год пройдет легко, толстый предвещал тяжелое время. В этом году праздник проходит с 8 по 14 марта. В еженедельной рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем, как отмечали Масленицу в разные периоды истории России.

Новый год и похороны
По археологическим данным, Масленицу отмечали еще во II веке. На Руси во времена язычества торжество связывали с проводами зимы и приветствием весны. Празднование начиналось в день весеннего равноденствия 21 или 22 марта и длилось две недели. Тогда же встречали Новый год.

Существовал миф, что за 14 дней бог солнечного света и плодородия Даждьбог покидает небо и приходит к спящей Земле, согревает ее и пробуждает покровительницу весны Лелю.

В языческие времена люди считали, что все изменения погодных условий зависят от богов. За окончание зимы отвечал Велес, владыка скотоводства. Его олицетворением на земле был медведь, или ком. По традиции зверю доставалась первая лепешка, которую женщины пекли из ржаной или гречневой муки. Отсюда появились фраза «первый блин — комам» и другое название Масленицы — Комоедица. Люди верили, что так они задобрят бога и ускорят приход весны.

В публикации статьи была допущена фактическая ошибка

Лингвист Есения Павлоцки утверждает, что слово «медведь» произошло от «медоед», а не «ком». К тому же, этого зверя боялись, следовательно, первый блин ему не относили и Комоедица — это не другое название Масленицы, а отдельный праздник. Согласно «Большому фразеологическому словарю» В. Н. Телия пословица «первый блин — комом» появилась в быту, когда из-за неправильной густоты теста или недостаточной температуры блины рвались и не получались. 

Кроме Велеса весной славяне особо почитали Ярилу — бога солнца, плодородия, продолжения рода и жизни. В его честь лепешки пекли круглыми, похожими на солнечный диск, жгли костры и спускали с горок и холмов горящие колеса, чтобы поскорее прогнать холод. Считалось, что вся сила участников кулачных боев переходила к пшенице, а хороводы водили только рослые парни, чтобы лен был высоким.

Но не только от танцев и веселья зависел рост сельскохозяйственных культур. Славяне верили, что и мертвые могут влиять на плодородие почвы, и потому старались всячески им угождать. Например, угощали блинами и ставили для них отдельный набор приборов на стол. «Похороны» чучела Масленицы, которое символизировало богиню зимы и смерти Марену, также должны были обеспечить хороший урожай. Была примета, что чем больше костер, тем быстрее можно будет приступать к посадке растений.

«Скелет» чучела представлял собой крестовину из двух тонких длинных стволов березы. Дерево символизировало быстрый рост посевов.

Пасха и маскарад
В 988 году князь Владимир крестил Русь, и новая религия стала бороться со всем языческим прошлым, в том числе и с Масленицей. Праздник выпадал на Великий пост и не соответствовал его правилам: отказ от употребления мясных продуктов и алкоголя, прием пищи один или два раза в день. Несмотря на все запреты, торжество продолжали справлять. Тогда в XVI веке Православная церковь решила привязать его к Пасхе, и проводить за 56 дней до нее в период между 3 февраля и 15 марта.

Но устранить дух веселья христианству так и не удалось, ведь масленичные забавы любили даже императоры. В 1722 году Петр I по случаю заключения Ништадтского мира со Швецией пригласил на празднование иноземных послов и устроил карнавал. Император в костюме флотского капитана ехал по сугробам на корабле, который везли шестнадцать лошадей. Вслед за ним двигалась гондола с его женой Екатериной, одетой в наряд простой крестьянки. Далее ехали другие судна и сани, запряженные разными зверями. Например, князь Ромодановский ехал в упряжке из двух медведей.

Екатерина II также любила отмечать Масленицу и кататься с горок. По случаю своей коронации в 1763 году на праздничной неделе она устроила карнавальное шествие «Торжествующая Минерва» в Москве. В течение трех дней по городу ездила маскарадная процессия, которая по замыслу императрицы представляла различные общественные пороки: взяточничество, пьянство, лень и другие. Всего в шествии было задействовано двести колесниц и четыре тысячи человек. Традиция масленичных гуляний была настолько прочной, что ее придерживалась даже императрица.

Подобные празднования с различным размахом сохранялись вплоть до революции 1917 года. Поначалу советская власть попыталась придать торжеству новый вид и в противовес старому празднику провести в деревнях Красную масленицу «в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Однако новый коммунистический формат не был принят обществом и к середине 1920-х ее убрали из официального праздничного календаря. Спустя сорок лет в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий старый праздник получил новое название «Проводы русской зимы». Работники культуры массово проводили его в городах, придерживаясь утвержденных методических материалов. Масленица проходила по единому стандарту вразрез с традициями некоторых народов, которым в результате отводилась роль зрителей, а не участников.

День недели и его значение
У славянских народов каждый день Масленицы имел свое предназначение. В понедельник, или «Встречу», делали чучело из соломы, надевали на него старую одежду и ставили на верхушке самой высокой горы, чтобы в воскресенье сжечь. Также сооружали горки, снежные крепости, заготавливали продукты к праздничному столу.

В праздник большое внимание уделялось теме семьи и продолжения рода, поэтому по вторникам проводили смотрины невест, сватались и планировали свадьбу. Кроме того, в этот день начиналось время забав и различных игр на снегу, поэтому его назвали «Заигрыш». Более широкие гуляния устраивали в «Разгульный четверг»: водили хороводы, прыгали через костры, проводили кулачные бои, забеги, штурм и взятие снежных городков.

Среда, или «Лакомка», открывала кулинарную часть праздника. Повсеместно пекли и продавали блины, готовили большое количество различных угощений: горячие сбитни, медовые пряники, лепешки, пироги. В этот день теща приглашала в гости зятя, и потом с ответным визитом приходила к нему в пятницу на «Тещины вечерки».

Общение между родственниками продолжалось и в субботу. Жены приглашали в гости сестер или золовок (сестер мужа) и гадали. Отсюда и название — «Золовкины посиделки». Завершало масленичную неделю «Прощеное воскресенье». Люди извинялись друг перед другом и забывали старые обиды. Самым ярким событием становилось сожжение чучела на высоком холме.

 

Обложка: фрагмент картины «Масленица», П.Н. Грузинский, 1889 год
Иллюстрации: «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского», В. Суриков, 1900 год, «Праздничная забава», Ф.В. Сычков, 1917 год, фрагмент картины «Портрет Екатерины II», Ф. Рокотов, 1763 год, "Das Todaustragen in Mähren”, W. Grögler, 1887

13 марта 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи