Играя в реальность
Что случится, если опасный гриб-паразит эволюционирует? Или как можно побывать в шкуре животного? Каким образом работают законы генетики? Почему человек научился ходить на двух ногах? Или какой была внешность привычных нам растений и животных, обитай они на планете с другими условиями? Здесь собраны игры, которые дают свой ответ на эти вопросы.
Мутировавший гриб-паразит
The Last of Us (Naughty Dog, 2013), action-adventure, хоррор, стелс
Кордицепс однобокий (Ophiocordyceps unilateralis) — гриб-паразит, способный подчинять себе муравьев-древоточцев. Споры попадают на тело насекомого и быстро прорастают в нем. Спустя 2-3 недели хозяин уже подчиняется паразиту. К этому моменту организм полностью оплетен грибной сетью, исключая мозг. Цель кордицепса — добраться до благоприятного для жизни места: северная сторона растения на высоте 20–30 см. Муравей играет роль транспорта. Когда цель достигнута, хозяин умирает. После этого из его головы прорастает кордицепс однобокий, готовый к размножению. Выпущенные споры оседают на других муравьях и цикл повторяется.
Два героя, Джоэла и Элли, путешествуют в мире, где кордицепс эволюционировал и научился подчинять себе людей, правда не совсем так, как в реальности. Есть 4 стадии заражения: бегун, сталкер, щелкун, топляк. На первой стадии внешних изменений почти нет, носитель становится гиперагрессивным. Сталкер обладает быстротой бегуна, но гриб уже поразил черепную коробку — носитель постепенно теряет зрение и вынужден полагаться на слух, на его теле видны грибные наросты. Щелкуны слепы, но у них развита эхолокация, поэтому они постоянно щелкают. Топляки редкость, так как грибу требуется много времени, чтобы полностью покрыть тело грибной броней. Их сложно убить, но они неповоротливы. Топляки атакуют мешочками с микотоксином. Далее гриб убивает носителя, вокруг его тела вырастают грибковые наросты, которые высвобождают споры. К сожалению, ни в первой части, ни во второй (2020 год) лекарство так и не нашли.
Вопросы эволюции
Ancestors: The Humankind Odyssey (Panache Digital Games, 2019), action, игра на выживание
Игра начинается 10 миллионов лет назад. Здесь детеныш неназванного вида обезьян должен вернуться к своей стае, так как один из его родителей погибает. Игрок изучает окружающий его мир, прокачивает навыки и расширяет свою стаю, чтобы эволюционировать. Первая из известных стадий начинается 9,1 млн лет назад и называется Сахелантроп (Sahelanthropus Tchadensis). Игра кончается при достижении временной точки 2 млн лет назад, когда эволюция достигла стадии Homo Ergaster, или Человека работающего.
В игре показаны разные экосистемы Африки, где и персонаж, и игрок знакомится с давно вымершими или еще существующими животными, птицами, насекомыми.
Слух, нюх и интеллект помогают обнаружить животных и растения, а также анализировать непищевые предметы. Также у персонажа есть счетчик дофамина. Когда он исчерпается — индикатор начнет отображать состояние истерии.
Вопрос генетики разработчики решили только отчасти. У одной пары может быть не более двух детей, а всего в стае состоит максимум 18 членов (по 6 взрослых, стариков и детей). У каждого поколения свои способности, которые полезны при разных условиях. Дети могут рождаться с генетическими мутациями, которые закрепляются и развиваются у будущих поколений. При смене поколений, взрослые становятся стариками, а дети — взрослыми. Игрок способен действовать от лица любого члена стаи.
Симуляторы животных
Untitled Goose Game (разработчик House House; издатель Panic, 2019), стелс, головоломки
Главный герой Untitled Goose Game — гусь, который издевается над жителями деревни, крадя у них вещи и отвлекая от дел. Однако у птицы есть цель, к которой игрок и стремится, выполняя задания. Он управляет передвижениями гуся, может заставить его схватить что-нибудь или гоготать.
Shelter (Might and Delight, 1 ч. 2013; 2 ч. 2015), приключение, выживание
В Shelter повествование ведется от лица матерей барсучихи и рыси. В обеих частях цель одна — защитить детенышей. Необходимо следить, чтобы другие хищники не съели их, и постоянно охотиться. Невнимательные матери могут буквально потерять отставшего детеныша. Если в первой части семья просто следует по пятам за матерью, то во второй рысь больше взаимодействует с питомцами, подзывая их, перенося в безопасное место или обучая.
Red Dead Redemption 2 (Rockstar Games, 2019), приключение, шутер
Сюжет Red Dead Redemption 2 развивается на Диком Западе. Model Swap — это мод, который позволяет игрокам заменить главного героя на любого персонажа или животного из игры. Он еще не доделан, однако уже можно опробовать полет на птице, пробежку от лица медведя или крокодила.
Наследственность
The Sims (разработчики Maxis и The Sims Studio, издатель Electronic Arts, 2000), симулятор жизни
The Sims позволяет игрокам создавать персонажей с любой внешностью и управлять ими. Человек — самый важный элемент The Sims, поэтому разработчики уделили особенное внимание деталям социального взаимодействия, а также биологическим вопросам. Так, в разных версиях игры вопрос генетики решается по-разному.
В первой части The Sims характеристики ребенка никак не зависят от родителя. Генетика появляется начиная с The Sims 2. Теперь у каждого персонажа (даже домашних питомцев) есть доминантный и рецессивный ген для цвета глаз, волос и кожи. Ребенок наследует один из доступных. Черты лица также могут наследоваться. Генетика может определять и личность персонажей, в зависимости от очков родителей. Более того, рожденный в игре может иметь до 35 очков личности, когда созданный в редакторе ограничивается 25.
В The Sims 3 доминантные и рецессивные гены отсутствуют. Ребенок наследует некоторые черты от одного родителя, другие — от второго. Однако иногда можно заметить «подарок» и от бабушек с дедушками. Цвет кожи родителей в ребенке смешивается. С вероятностью от 50 % потомство наследует скрытые черты характера (не отображаются в списке).
В The Sims 4 дети не могут наследовать напрямую от бабушек и дедушек, только если ген сохранился у родителей. Ребенок получит смешанный цвет кожи, если его предки имели неестественный оттенок (у пришельцев кожа может быть зеленой). В ином случае ген передается только от одного из родителей. Цвет волос также наследуется, не смешиваясь. Однако у родителей с неестественными оттенками может родиться ребенок с другим. Цвет глаз наследуется у одного из предков.
Присутствие в игре разных рас с особыми способностями добавляет трудностей с генетикой. В сериях их количественный и качественный состав разнится. Однако создание гибридов возможно в большинстве случаев. Персонаж должен либо совершить определенные действия, либо родиться от представителей разных рас. При разных сочетаниях возможности гибридов могут быть ограничены или расширены относительно стандартных возможностей сообществ, частью которых они стали. Игроки однако любят рисковать, создавая трибридов или сочетая до пяти рас в одном персонаже. Отсюда могут появиться ошибки в игре.
Подводный мир
Subnautica (Unknown Worlds Entertainment, 2014 (ранний доступ), 2018), приключение, выживание
В игре Subnautica главный герой терпит крушение и пытается выжить на океанической планете 4546B. Планета разделена на несколько зон (биомов), отличающихся своей флорой и фауной. Несмотря на то что действие игры происходит не на Земле, некоторые из представителей подводного мира покажутся знакомыми.
На Безопасных отмелях игрок встретит трусоватого и небесного скатов, обладающих уплощенным телом и большими грудными плавниками, которые характерны для их «родственников» на нашей планете. Также здесь можно встретить фиолетовое растение со шляпкой и ножкой, за что его назвали кислотным грибом. А, например, в пещере Затерянной реки, найдется глубинный гриб. Оба вида используются как боеприпасы для оружия против хищников.
На Земле много видов кораллов, планета 4546B тоже не отстает. Здесь есть коралловые трубы, пластинчатый, раковинный пластинчатый, мозговой и другие кораллы. Используя их, игрок создает оборудование и вырабатывает энергию, необходимую для выживания.
Здесь можно встретить костяную, песчаную, злобную акул. Они меньше других похожи на своих земных «сородичей», однако столь же пугающи. Отдельно стоит сказать о кальмароакуле, которая внешне представляет собой, как понятно из названия, гибрид кальмара и акулы.
Биом под названием «Грибной лес» состоит из коралловых структур, похожих на грибные деревья. На Земле есть деревья, на которых растут грибы, но в случае планеты 4546B речь идет скорее о дереве, чьи ветки — это много грибных шляпок.
Возможно, представители флоры и фауны Subnautica не просто имеют «родственников» на нашей планете, но и действительно существуют? Все-таки ученые исследовали не весь Мировой океан.
Материал опубликован в журнале NewTone