Амфибии: плавающие машины и летающие лодки
Ровно три года назад пилоты восьми стран, в том числе России, начали кругосветное путешествие на самолетах-амфибиях. За 70 лет до этого австралиец объехал вокруг земного шара на «земноводной» машине. Об истории появления необычного транспортного средства рассказываем в еженедельной рубрике «Имени языка Эйнштейна».
Амфибии — это самолеты и машины, на которых можно передвигаться в нескольких средах: по воде и под ней, на суше и в воздухе.
С земли на водную гладь
Первый американский автомобиль мог не только ездить по дороге, но и плавать. В 1805 году инженер-конструктор Оливер Эванс создал “Orukter Amphibolos” по заказу Филадельфийского совета здравоохранения. Это была лодка на колесах с паровым двигателем, предназначенная для очистки городских водных путей. Однако она оказалась малоэффективной и в 1808 году была списана на запчасти.
Во время Второй мировой войны разработкой плавающих машин занялись инженеры Германии и США. В 1942 году компания Volkswagen представила внедорожник Schwimmwagen, который немецкие войска активно использовали на Восточном фронте. На равнинах автомобиль достигал скорости до 80 километров в час, на воде — до 10. Всего Volkswagen выпустила около 15 600 экземпляров, за счет чего Schwimmwagen стал самой выпускаемой амфибией в истории.
В начале 40-х годов XX века в США компания Ford на основе джипа Willys MB разработала Ford GPА. В 1947 году его сняли с вооружения, а оставшиеся модели выставили на аукцион для продажи гражданскому населению. Австралиец Бен Карли выкупил одну из них за 901 доллар (10 876 долларов сегодня — примеч. автора). Переоборудовав транспортное средство, в 1948 году он отправился в десятилетнее кругосветное путешествие, за время которого прошел 17 780 километров по морю и 62 744 — по суше.
Власти США передали СССР 3 230 амфибий Ford GPА. По американскому образцу советские конструкторы спроектировали ГАЗ-46, выпускавшийся в 1953–1958 года.
Автомобильные «купания»
С 1960-х годов амфибии стали использовать преимущественно для отдыха и развлечений. Самым массовым плавающим автомобилем был немецкий Amphicar, созданный дизайнером Гансом Триппелем для свободной продажи. Внешне он напоминал спортивный кабриолет и мог передвигаться по трассе со скорость 120 километров в час, по воде — 12. Но из-за высокой цены и сложного обслуживания Amphicar не пользовался большим спросом, из-за чего предприятие обанкротилось и закрыло производство в 1965 году.
Американский президент Линдон Бейнс Джонсон любил разыгрывать гостей своего ранчо с помощью Amphicar. Он имитировал потерю управления и направлял в сторону озера автомобиль, который неожиданно для гостей не тонул.
В 2003 году бизнесмен Алан Гиббс разработал первую скоростную амфибию Gibbs Aquada, которая могла за час преодолеть расстояние 160 километров по суше и 50 по воде. Спустя год она установила рекорд среди плавающих автомобилей по пересечению Ла-Манша, проплыв его за 1 час 40 минут. Предыдущий чемпион Amphicar 770 пересек пролив за 6 часов.
С каждым годом компания конструируют все новые «земноводные» машины. Сегодня они могут плыть по воде со скоростью до 100 километров в час и даже передвигаться под ней. Однако имеют высокую цену, и поэтому не пользуются большим спросом.
Летающие лодки
В начале XX века создали самолеты, которые в качестве аэродрома используют водную поверхность. В 1909 году американский летчик Гленн Кертисс изобрел сухопутный аэроплан, установленный на поплавки. Вплоть до 1961 году гидроплан оставался на вооружении ВМС США.
После окончания Первой мировой войны разработкой самолетов-амфибий занимались европейские, американские и советские конструкторы. Например, «летающие лодки» выпускали фирмы Boeing, Douglas и Consolidated. Однако во второй половине XX века их вытеснили реактивные лайнеры. Причина в сложной и дорогой эксплуатации, особенно на морских аэродромах: после каждой посадки на воде транспорт необходимо тщательное вымыть для защиты от коррозии. Тогда и сейчас гидросамолеты в основном применяют для наблюдения за подводными лодками и тушения пожаров. Для перевозки пассажиров их используют лишь в труднодоступных регионах или островных государствах.
Сегодня в России самый большой гидросамолет — Бе-200, появившийся в 2003 году и производимый до сих пор. Со скоростью 700 километров час он может прибыть к месту пожара и сбросить на очаг возгорания 12 тонн воды. На мировом уровне по размерам его опережает китайский AG600. В 2020 году этот самолет-амфибия впервые взлетел с поверхности Желтого моря и приземлился на наземном аэродроме. Завершить разработку воздушного судна и начать серийные поставки компания AVIC планирует уже в следующем году.
Обложка: Getty Images
Иллюстрации: wikipedia.org, wikimedia.org, gibbsamphibians.com, Getty Images