Обложка статьи

В мир иной: история погребальных обрядов

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, умер 23 июля 1645 года. Правитель покоится в Архангельском соборе Московского Кремля в роскошной усыпальнице-склепе. В Русском царстве считалось, что государь — Божий избранник, потому его нельзя хоронить в земле, как простолюдина. В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем, какие еще погребальные обычаи существовали у русского народа до XVII века.

До тла
В сочинениях «Известия о Хазарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах» арабский путешественник Ибн-Даста рассказывал о славянских погребальных традициях IX–X веков. «Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ноже (ножом — примеч. автора) руки и лица». Перед преданием тела огню близкие одевали мертвеца в лучшую одежду и раскладывали вокруг него военное снаряжение, деньги, еду, игральные кости и другие предметы быта, а иногда и убитых домашних собак и коней. В редких случаях по языческим обычаям вдова, желая последовать за мужем, могла повеситься или утопиться. Погребальные костры делали из березовых, дубовых, сосновых и ольховых поленьев, скрепленных гвоздями.

На следующий день после сожжения трупа односельчане помещали прах усопшего в урну и оставляли ее на холме или в дубовом коробе размером 2×1×1 м, вокруг которого строили забор из деревянных столбов. Затем внутри оградки делали насыпь так, чтобы оставалось место для прохода к останкам. Такое сооружение называлось курганом. Через год после похорон близкие умершего возвращались к месту погребения, взяв «кувшинов двадцать меду», и устраивали поминки.

Готовь сани летом, а...
После принятия христианства на Руси церковь запретила языческие правила захоронения. Сжигание трупов превратили в способ казни еретиков и бунтовщиков. При этом вплоть до XIX века люди продолжали разводить ритуальные костры на кладбищах, только теперь в них не помещали тела покойников.  

Христианские погребальные традиции народ перенял не сразу: только в XII веке на славянских могилах появились кресты и иконы. Домовины, или гробы, русские люди выбирали себе заранее. В народе были распространены поговорки: «Дом строй, а домовину ладь!», «Жить надейся, а умирать готовься!». Человек со своими соседями и местные плотники находили подходящее дерево (сосну, дуб, лиственницу или липу), раскалывали его ствол надвое и выдалбливали в обеих частях углубления для трупа. Получившееся сооружение покрывали воском и оставляли в амбаре, сарае или на чердаке, заполнив зерном. Если в семье долгое время никто не умирал, то гроб и его содержимое начинали портится. Тогда домовину могли отдать беднякам в качестве милостыни. В ином случае гроб с телом уносили в лес и оставляли на пнях или колодах так, чтобы он не касался земли. Труп накрывали деревянной крышей, пряча его от диких животных. Близкие приходили к домовине помянуть усопшего. 

На новый лад
С распространением христианства тела покойников начали закапывать неподалеку от церквей и монастырей на специально выделенных территориях— кладбищах. В 1534 году новгородский архиепископ Макарий издал грамоту, в которой запретил хоронить детей в лесных курганах, так как там земля не была освящена. Кроме того, духовенство не позволяло женщинам состригать волосы в знак выражения скорби, как было принято у язычников. 

По христианскому учению близкие умершего скорбят в период поминок и окружающим следует «плакать с плачущими и страждущими». Однако историк Петрей де Ерлезунда в книге «История о Великом княжестве Московском» писал о родственниках покойного следующее: «Идут домой, веселятся и радуются в память усопшего, тоже делают и на третий день после похорон, также на девятый и двадцатый день». Считалось, что в это время душа мертвого человека возвращалась в место, где он жил, поэтому близкие готовили для нее отдельные столовые приборы и воду для омовения. На сороковой день, завершающий траурную церемонию, родственники умершего приносили на его могилу еду и питье, которые съедали сами или отдавали нищим.


Обложка: «Сельские похороны», А. Н. Чирков, 1936 год
Иллюстрации: Славянское погребальное сооружение по раскопкам Боршевских курганов (реконструкция по А.З. Винникову, А.Т. Синюк), Merjan Andju

24 июля 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи