Обложка статьи

Цветное кино: от раскраски до цифровой съемки

Сегодня фильм можно снять даже с помощью обычного мобильного телефона. Однако чуть больше века назад для этого требовалось дорогое и труднодоступное оборудование и пленка, которую производили лишь небольшое количество компаний. Одной из них была Eastman Kodak — над своей первой цветной пленкой она начала работать 11 августа 1926 года. В еженедельной рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем, как раньше «раскрашивали» фильмы.

В поисках красок

Впервые добавить цвет в кино решил изобретатель Томас Эдисон. В 1894 году вместе с режиссером Уильямом Диксоном он снял фильм «Змеиный танец Анабеллы», каждый кадр которого был раскрашен вручную. Процесс был долгим, кропотливым и дорогостоящим, поэтому технологию с тех пор использовали редко. Например, таким же способом колоризировали картины «Путешествие на Луну» 1902 года и «Жизнь и страсти Иисуса Христа» 1903 года.

В 1906 году режиссеры Джордж Смит и Чарльз Урбан изобрели новую технологию получения цветного изображения: кино снимали на камеру с красным и синим светофильтрами. Готовый фильм проецировали на экран через специальный проектор, который поочередно менял два фильтра.

Каждую сцену окрашивали по-своему. Например, утро было ядовито-розовым, а ночь — синей. Сама система получила название «Кинемаколор», и вплоть до 1914 года ее часто использовали киностудии Европы. Так, в 1908 году вышла лента «Визит к морю», а в 1912 году — документальный фильм «С нашим королем и королевой через Индию» о праздновании коронации Георга V. Хоть изображение и стало более четким, цветопередача не была слишком реалистичной.

Новые оттенки кино

Американские ученые Герберт Калмус и Дэниэл Комсток в 1917 году создали новую технологию «Техноколор», благодаря которой показывали фильмы через любой проектор. Однако съемка кино по-прежнему оставалась слишком дорогой: оборудование было сложным, освещение площадки требовало много ресурсов. Поэтому многие режиссеры использовали метод только для отдельных сцен. Например, в 1925 году экранизация «Призрака оперы» вышла черно-белой, но несколько эпизодов сняли цветными.

На протяжении 1920-x годов компания Technicolor Corporation продолжала экспериментировать и улучшать пленку. Так, в 1932 году она представила технологию, которая использовала уже три оттенка, но кинокамеры стали тяжелее и дороже. В 1939 году их было лишь 14 штук во всем мире, а стоимость одной составляла 16 000 долларов (около 300 000 долларов сегодня — примеч. автора). Кроме того, нужно было поддерживать постоянное освещение, поэтому иногда температура воздуха на площадке достигала 38°C. Это осложняло работу актеров: в костюмах было жарко, свет попадал в глаза. Тем не менее, благодаря «Техноколор» появились такие фильмы, как «Кукарача» 1934 года и «Унесенные ветром» 1939 года, получившие премию «Оскар».

Впервые трехцветная технология был использована для мультфильма. С помощью нее Уолт Дисней «раскрасил» анимацию «Цветы и деревья». Зрители и критики высоко оценили работу, и картина получила «Оскар».

От пленки к цифре

К концу 1950-х годов большинство голливудских фильмов снималось в цвете. Однако теперь у Technicolor Corporation был конкурент — Eastman Kodak. Компания предлагала более дешевую пленку, которая записывала цвета лучше и не требовала отдельной отправки в лабораторию для впитывания красителя, как в случае с «Техниколором». В результате 1955 год стал последним для трехцветной технологии.  

Документальный фильм «Королевское путешествие» о визите королевы Елизаветы II в Канаду и США, выпущенный в декабре 1951 года, стал первой художественной работой Eastman Kodak

Постепенно и пленку стали вытеснять из кино: цифровые технологии позволяли делать больше дублей за меньшие деньги. К 1990-м годам новый способ съемки выбирали все больше компаний. Так, цветокоррекция создавала новые яркие тона, изображение стало более четким. Несмотря на все возможности для создания цветного кино, и сегодня режиссеры продолжают снимать черно-белые фильмы, например, «Холодная война» 2018 года или «Маяк» 2019 года. Такая же ситуация с пленкой. Хоть она дорогая, неудобная ее все еще используют для создания своих картин Квентин Тарантино, Уэс Андерсон, Кристофер Нолан, Валерий Тодоровский и многие другие.

Обложка: Melies color Voyage dans la lune, wikipedia.org
Иллюстрации: кадр из фильма «Змеиный танец Анабеллы», Национальный архив Британского института кино, 1905; Музей Джорджа Истмана, 1913; кадр из фильма «Призрак оперы», архив фильмов и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе; кадр из фильма «Унесенные ветром» 1939, киноархив Академии

.

14 августа 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Протезирование в России: спасительное ремесло
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» об истории протезного дела в России
Обложка статьи
Протезирование в России: спасительное ремесло
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» об истории протезного дела в России