Обложка статьи

На заднем плане: от казни манекена до дирижабля на стекле

Оператор-постановщик Йонас Грицюс родился 5 августа 1928 года в Литве. Часть эпизодов его фильма «Король Лир» была снята именно там. Чтобы создать на экране тревожную атмосферу, он предложил разжечь мазут в больших емкостях, дым от которого имитировал грозовые тучи в кадре. В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем, как развивалась работа со спецэффектами, применение которых невозможно без участия операторов.

Казнить нельзя

Первый в истории спецэффект применил режиссер Альфред Кларк в 1895 году при работе над фильмом «Казнь Марии Шотландской». Для имитации убийства женщины оператор Уильям Хайс использовал прием стоп-кадра. Актриса, сыгравшая королеву, опустилась на плаху, и актер, изобразивший палача, поднял над ее головой настоящий топор. Затем исполнители ролей замерли, а Хайс поставил камеру на паузу. Женщину заменили на манекен, одетый, как она. Камеру снова запустили и поддельной Марии отрубили голову.

Через год этот же прием использовал французский режиссер Жорж Мельес в картине «Замок дьявола», чтобы показать чудесное исчезновение и возникновение персонажей из пустоты. Сцена со спецэффектом настолько напугала зрителей, что историки жанрового кино назвали работу первым фильмом ужасов в мире. В фантастической комедии этого режиссера «Путешествие на Луну» 1902 года с применением стоп-кадра инопланетяне-селениты пропадали из кадра после удара зонтом.

Два в одном

Другим приемом, который часто использовал Мельес, стала мультиэкспозиция — объединение нескольких кадров. Для ее создания оператор несколько раз снимал определенную сцену, прокручивая одну и ту же пленку. Спецэффект позволял актеру «умножаться» на экране. Например, в фильме «Четырехглавый человек» 1898 года, присутствовали сразу четыре Мельеса. Кроме того, с помощью мультиэкспозиции людей на экране делали полупрозрачными, отчего они походили на призраков, как в картине «Злоключения Мэри Джейн» Альберта Смита.

В предыдущих работах операторы пропускали пленку через камеру лишь дважды, а в триллере режиссера Фрица Ланга «Метрополис» 1927 года — около 30 раз в сцене превращения робота в девушку. Для этого оператор снял андроида на черном фоне, а затем закрыл его темным силуэтом. После этого он накладывал сверху неоновые круги из промасленной бумаги, которые опускались и поднимались на подъемнике.  

Из ничего

В начале XX века режиссеры стали создавать больше полнометражных фильмов, требующих огромного количества декораций. Если найти подходящее место для съемок не удавалось, художники делали дорисовку изображений матовой краской. Между камерой и декорациями ставили стекло, на котором ненужные детали просто закрашивали или заменяли. Полученные кадры называли glass shot (кадр со стеклом — примеч. автора). Впервые этот спецэффект использовал режиссер Норман Доун в картине «Миссии Калифорнии» в 1907 году, замаскировав электростолбы, грязный пустырь и разрушенные здания. 

Позже прием модернизировали, создав «слоеную» дорисовку, при которой перед местом съемок ставили несколько стекол с нанесенными изображениями. При перемещении камеры, находящиеся на разном расстоянии от нее предметы двигались, что создавало иллюзию трехмерного пространства. В 1975 году художник Альберт Уитлок в фильме «Гинденбург» нарисовал на одном из стекол дирижабль, который можно было перемещать в кадре.

Звезды нашего времени

Современные операторы находят все новые приемы. Один из них, «длинный кадр», часто использует Эммануэль Любецки. Например, при работе над одной сценой из фильма «Гравитация» 2013 года он не выключает камеру более 17 минут, в то время, как уже 3 минут достаточно, чтобы считать продолжительность съемки долгой. Его коллега Роджер Дикинс участвовал в создании фильма «1917», состоящего из одного непрерывного кадра. Картина рассказывает о событиях Первой мировой войны и длится 110 минут. Кроме того, Дикинс часто экспериментирует с широкоугольным объективом. Устройство позволяет отдалить героев на большее расстояние друг от друга, чтобы показать их одиночество. Результат его использования можно наблюдать в фильме «Бегущий по лезвию 2049» 2017 года.

 

Обложка: Filming "The Hindenburg" 1975, Pinterest
Иллюстрации: "The Four Troublesome Heads (Un homme de tête)", cinecouch.com, Norman Dawn drawing via Cinepatas

7 августа 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Протезирование в России: спасительное ремесло
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» об истории протезного дела в России
Обложка статьи
Протезирование в России: спасительное ремесло
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» об истории протезного дела в России