Обложка статьи

Как живые: использование кукол в кино

Премьера кукольного анимационного фильма "Kubo and the Two Strings" состоялась 19 августа 2016 года в США. Для марионетки главного героя дизайнеры изготовили более 5000 сменных выражений лица. Мультфильм благодаря труду его создателей получил две номинации на «Оскар» и три премии «Энни». В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем о развитии кукольной анимации.

Stop-motion — метод создания фильма, при котором аниматор перемещает объекты в кадре, делая фотографии после каждого изменения, затем выводит на экран эти изображения друг за другом. При большой скорости следования картинок создается иллюзия, что предметы непрерывно двигаются. Кукольная анимация, наравне с пластилиновой, перекладной (с применением бумажных фигур) и сыпучей (с использованием песка и похожих веществ), относится к разновидностям stop-motion.

Для дела

Джеймс Блэктон и Альберт Смит  в 1898 году срежиссировали первый в мире stop-motion фильм "Humpty Dumpty Circus". Однако подтвердить это трудно, поскольку от него остались лишь несколько фотографий. Отцом кукольной анимации современные историки считают русского балетмейстера Александра Ширяева. В 1906–1909-х годах он снял несколько лент с фигурами из папье-маше, которые перемещались на фоне неподвижных декораций. В ранних фильмах Ширяев на куклах показывал студентам, как выполнять балетные партии. Его произведения  «Игра в мяч», «Шутка Арлекина» и «Пьеро-художники» сохранились до наших дней. 

В это же время биолог Владислав Старевич пробовал себя в роли кинорежиссера. В документальном фильме Lucanus Cervus 1910 года он пытался снять борьбу настоящих жуков-оленей за самок. Однако при виде камеры насекомые разбегались, поэтому начинающий кинодел заменил их на муляжи. Старевич использовал панцири жуков с прикрепленными к ним лесками, чтобы самостоятельно воспроизводить поведение крылатых в кадре. Среди примеров неигрового кино также известны работы американца Джорджа Пала. В 1930–1940-е он снял серию короткометражных кукольных мультфильмов "Puppetoons" для рекламы компаний Philips Radio и Horlick's Malted Milk.

Вдохновляя других

Раньше аниматоры изготавливали кукол с подвижными частями лица и вручную меняли их. Джордж Пал догадался переставлять голову марионеток целиком, что ускоряло процесс съемок. Его соотечественник Уиллис О’Брайан одним из первых применил технику «блуждающая маска» для одновременной съемки stop-motion кадров и  живых актеров в картине "King Kong" 1933 года. Суть метода состояла в том, что однотонный фон, на котором люди отыгрывали сцену из фильма, операторы при монтаже заменяли на отдельно подготовленные изображения с марионетками.

Аниматор Рэй Харрихаузен был поклонником творчества О’Брайана и вместе с ним работал над фентези боевиком "Mighty Joe Young". Художник усовершенствовал технологию создания кукольной модели: он изготавливал глиняный прототип, делал на его основе силиконовую форму, в которую помещал металлический каркас, и заливал основу пенорезиной. Получившиеся фигуры были пластичными и легко чинились. Труды аниматора вдохновили многих известных кинодеятелей XXI века, таких как Тим Бертон, Уэс Андерсон и Генри Селик.

По-старому

С появлением технологии CGI (Common Gateway Interface), позволяющей с помощью компьютерной графики создавать на экране любые объекты, stop-motion потеряла популярность. Сегодня режиссеры используют ее в качестве художественного приема, чтобы показать нереалистичность происходящего как в фэнтезийном триллере "Coraline" Генри Селика. Главная героиня мультфильма попадает в Страну кошмаров, созданную злой ведьмой. Всех кукол и декорации к ленте печатали на 3D-принтере в течение 18 месяцев. Для лица Коралины было сделано всего 207 336 деталей. 

Режиссер Тим Бертон применяет stop-motion, демонстрируя неуклюжесть персонажей, как в картине "Corpse Bride" 2005 года, где главный герой оказывается в мире живых трупов. По просьбе Бертона внутрь каждой кукольной головы аниматоры поместили механизм, работающий по принципу швейцарских часов. С его помощью выражение лица марионетки постепенно меняется после поворота ключа, который вставлен ей в ухо. Такое устройство экономит участникам съемок время и наделяет экранных персонажей живой мимикой.

обложка: Humpty Dumpty Circus 1898, mubi.com

иллюстрации: George Pal with the stop-motion animated puppets he developed for Puppetoons films © 1962 Metro-Goldwyn-Mayer Inc.; The onset of Corpse Bride (2005), onset.shotonwhat.com

21 августа 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи