Балет в России: от царского приказа до шоу-бизнеса
Балет «Лебединое озеро» знают и любят жители многих стран. Его премьера состоялась 4 марта 1877 года на сцене Большого театра. А русская балетная школа со временем стала одной из самых сильных на мировом уровне. В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем, как создавали балетное образование в России.
Дело за профессионалами
В России над созданием балетной школы с начала XVIII века поработало много людей. Сначала это были только зарубежные балетмейстеры. Так, в 1737 году преподаватель танцев Шляхетного кадетского корпуса Жан-Батист Ланде предложил императрице Анне Иоанновне открыть школу для обучения балету. Она согласилась, ведь после успешной премьеры оперы «Сила любви и ненависти» годом раньше авторитет французского танцмейстера значительно вырос: его кадеты успешно справились с ролью артистов кордебалета в танцевальных вставках. Отчасти потому, что между бальным и сценическим танцем того времени практически не было разницы. Но балет тогда еще не сформировался в отдельный жанр и только дополнял оперные спектакли.
В своей школе Ланде собирался вырастить профессиональных исполнителей. Первыми учениками стали 12 мальчиков и девочек — дети дворцовых крепостных крестьян. До работы в России балетмейстер сам выступал на сценах Франции и Германии, поэтому знал о новых течениях танцевального искусства: выделение балета из разряда подражательных искусств и создание музыкально-драматических спектаклей с помощью хореографии и пантомимы. Кроме того, хореографы начали научно обосновывать технику танца и учитывать индивидуальные особенности разных людей. Например, этому посвящен труд Джона Уивера «Анатомические и механические лекции по танцу».
Опыт европейских балетмейстеров стал основой преподавания балета в России. Дело Жана-Батиста Ланде продолжили другие балетмейстеры: Иван Вальберх, Шарль Дидло, Мариус Петипа. Каждый вносил свое, и новые наработки улучшали постановки. Объединить все наработки смогла основоположница русской теории балета Агриппина Ваганова в 1930-е годы: она систематизировала знания и разработала программу для балетных училищ, которая до сих пор считается образцом преподавания академического танца. И та самая школа, созданная Ланде, сейчас называется «Академией русского балета имени А. Я. Вагановой».
Театральная улица (ул. Зодчего Росси), Н. Г. Матвеев, 1905 год.
Сотрудничество со смежными направлениями
Балет находится на стыке танца, музыки и драматургии, поэтому совместная работа хореографа и композитора — продуктивный способ достичь новых вершин. Так, балетмейстер Мариус Иванович Петипа и композитор Петр Ильич Чайковский в 1890-х поставили «Спящую красавицу» и «Лебединое озеро», ставшие образцами классического балета. Вместе они составляли балетное либретто — сценарий, продумывали декорации и костюмы, которые к тому времени стали гораздо удобнее и позволяли выполнять виртуозные танцевальные фигуры. Это уже был не танец между оперными сценами, а полноценный зрелищный спектакль, в котором сочетались разные средства выразительности: хореографические фигуры и ритмические рисунки, пластические движения и лейтмотивы.
Эскиз декорации к балету П. И. Чайковского «Лебединое озеро», А. Я. Головин, 1901 год.
Еще лучше оформлять спектакли стали в начале XX века. В это время за это взялись художники объединения «Мир искусства», работавшие с балетмейстерами нового столетия — Михаилом Фокиным и Александром Горским. Например, Фокин создал жанр одноактного балета с упором на реализм, исторически достоверный стиль и естественность движений.
Помощь от государства и бизнеса
Профессиональное музыкальное искусство в России началось с царского двора. Первый хореографический спектакль «Балет об Орфее» в конце XVII века Николай Лима поставил для царя Алексея Михайловича, а балетная школа была создана при поддержке Анны Иоанновны. С 1786 года Дирекция императорских театров обеспечивала и контролировала деятельность трупп, строила оснащенные сцены и в 1803–1882 годах держала монополию на все виды театральных зрелищ. Это тормозило развитие и уменьшало разнообразие. Однако в 1882 император Александр III в ходе театральной реформы отменил государственную монополию и разрешил частную антрепризу (театр без постоянной труппы и с приглашенными артистами. — Примеч. автора).
После этого балет из России вышел на мировую сцену: Сергей Дягилев организовал «Русские сезоны» — большой проект, существовавший с 1908 по 1929 года. Это была серия выступлений русских артистов оперы и балета в европейских городах — в основном в Париже и Лондоне, — а потом и в США, Монте-Карло.
В постановках первых сезонов преобладали пышность, ориентализм (экзотические восточные мотивы, темы и стили. — Примеч. ред.), а не классические каноны: были причудливые декорации, смелые костюмы, выразительная мимическая игра и чувственная пластика танцев. Такие новшества даже искушенная западная публика сочла провокационными — кто-то возмущался, кто-то, напротив, восхищался, но равнодушных не было.
Успех «Русских сезонов» открыл миру талантливых артистов, композиторов и художников, которых вряд ли бы узнали за пределами страны без продюсера Дягилева и денег многочисленных спонсоров — от балерины Матильды Кшесинской до модельера Коко Шанель.
Новые открытия
Эпоха авангарда в России закончилась, когда в 1934 году единственно допустимым художественным направлением стал социалистический реализм. В балете он сводился к традиционным классическим приемам XIX века с новым, советским наполнением. Конечно, появлялись новые авторы, исполнители, спектакли, но в целом сфера искусства откатилась назад по сравнению с началом XX века.
К 1970–1980 годам советские артисты снова начали ставить спектакли в Европе и США, некоторые там даже оставались жить. Постепенно железный занавес пал, и русский балет снова вернулся к полноценности и разнообразию.
Сейчас востребованы как балеты с канонами XIX века, особенно Чайковский, так и постановки с переосмысленной классикой. Например, художник Михаил Шемякин и хореограф Кирилл Симонов по-новому посмотрели на «Щелкунчика»: вместо новогодней сказки — гофмановская мистика и напряженно-мрачная атмосфера. Гротескные костюмы и декорации напоминают авангардные спектакли «Русских сезонов», но меньшего масштаба. Премьера постановки состоялась в 2001 году в Мариинском театре.
На обложке: балет «Лебединое озеро» в филиале Большого театра, 1941 год, И. М. Шагин, Московский дом фотографии.
