Обложка статьи

Акулы, свечи и глинтвейн: магазин, где можно было жить

Время прочтения
Время прочтения: 23 минуты

Почему перед закрытием IKEA люди выстраивались в огромные очереди к магазинам? Вероятно, они знали, что нет альтернативных предложений, которые сочетали бы доступные товары и комфортное пространство для покупок. Образ IKEA создавало множество людей, в том числе ее основатель Ингвар Кампрад, родившийся 30 марта 1926 года. В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем, как из лавки канцелярских принадлежностей IKEA выросла в узнаваемый международный бренд.

Первые шаги

В 1943 году в шведском городе Эльмхульте родилась новая фирма по имени IKEA. В четырех буквах зашифровано ее происхождение: I, K — Ингвар Кампрад, E — ферма Ельмтарюд, A — деревня Агуннарюд. Первые пять лет своей жизни она торговала мелкими предметами, в основном канцелярией, которую покупала за границей, поскольку в Швеции было мало производителей.

Однажды IKEA заказала партию ручек из Франции на кредит в 500 шведских крон (1,65 млн рублей сегодня. — Примеч. ред.), а чтобы собрать больше людей, пообещала угостить булочкой и кофе каждого, кто купит ручку. Тысяча с лишним человек остались довольны акцией, но было сложно уделить всем внимание. Тогда IKEA поняла: во-первых, она никогда больше не будет расширяться на заемные деньги, а во-вторых, клиенты любят, когда к ним ищут подход.

«Свидетельство о рождении» IKEA — документ о регистрации компании, 1943 год. Источник: виртуальный музей IKEA

1/3

Та самая партия ручек St. Eriksmassan, 1949 год. Источник: виртуальный музей IKEA

2/3

Первый выставочный зал IKEA, 1953 год. Источник: виртуальный музей IKEA

3/3

Поиски признания

В конце 1940-х годов на шведском рынке не хватало доступной мебели: после Второй мировой войны многие отрасли экономики были в упадке, материалы обходились дорого, и производители не могли предложить низкие цены. В то время IKEA стала работать с малоизвестными поставщиками, которые соглашались на небольшие суммы, и составлять каталоги продукции: по ним можно было выбрать товар и заказать доставку почтой.

Из-за непривычно низких цен многие сначала отнеслись к IKEA скептически — сомневались в качестве ее продукции. Чтобы завоевать доверие клиентов, компания решила открыть в старом гараже выставочный зал, где покупатели могли не просто посмотреть на реальные габариты мебели, но и посидеть на стуле, покачаться в кресле, открыть дверцы шкафа. Сервис доставки IKEA выгодно отличался от конкурентов: детали товара компактно упаковывали в плоскую коробку, будь то стол, шкаф или полка. Мебель доставляли в разобранном виде, чтобы снизить вероятность повреждений.

Давая покупателю самому сделать мебель, IKEA экономила на сборке: в готовом виде товары стояли только в шоуруме. Чтобы человек без проблем соединил все детали, компания разработала наглядные инструкции, упростила дизайн элементов, унифицировала фурнитуру — почти все можно собрать небольшим шестигранным ключом. Идея flat-pack (сборки в квартире. — Примеч. ред.) оптимизировала производство и повысила продажи не только потому, что была технически более выгодна. Когда человек делает что-то своими руками, эта вещь становится ему ближе и он лояльней относится к результату.

Обложка первого каталога IKEA, 1950 год

1/8

Разворот первого каталога IKEA, 1950 год. Слева внизу талон, заполнив который, можно было заказать товар по почте

2/8

Обложка каталога IKEA, 1977 год

3/8

Разворот каталога IKEA, 1977 год. На фото представлены уже готовые интерьеры

4/8

Обложка каталога IKEA, 1984 год

5/8

Разворот каталога IKEA, 1984 год

6/8

Обложка каталога IKEA, 1998 год

7/8

Разворот каталога IKEA, 1998 год

8/8

Любовь и репутация

IKEA все время заботится о своих клиентах и предлагает им новые опции. Например, когда она заселилась в большие фирменные магазины, стало понятно, что люди, которые приехали в магазин с утра, проголодавшись, пойдут куда-нибудь обедать. Чтобы голод не увел их из магазина, IKEA начала кормить гостей традиционными блюдами шведской кухни.

Особое внимание она уделила и созданию уюта в пространстве торгового зала: люди рассматривали макеты полностью обставленных комнат, сразу подмечая, как лучше сочетать разные предметы — и как удобно купить их в комплекте. Посетители двигались по залу в одну сторону — от входа к выходу, проходя по длинному коридору. Получалось, что даже те, кто пришел за одной конкретной вещью, невольно проходили весь ассортимент, где теперь не только мебель, а еще посуда и текстиль. Вполне возможно, по пути они возьмут что-нибудь еще.

Все эти приемы нужны, чтобы стабильно продавать и снижать цены, ведь, как говорил Кампрад, лучше 600 дешевых стульев, чем 60 дорогих. Сейчас IKEA — большая международная компания, но этот образ появился не сразу. Были трудности с выходом на новые рынки, нужно было учитывать особенности каждой страны. Иногда репутацию подрывали скандалы: например, выяснилось, что в 1970-х компания использовала труд заключенных или что раньше отец компании Кампрад состоял в нацистской партии «Шведское социалистическое собрание». Однако в итоге люди продолжили покупать стеллажи BILLY и фрикадельки HUVUDROLL, потому что это дешево и вкусно.

Изображение

Первый универмаг IKEA в Стокгольме, 1965 год. Источник: виртуальный музей IKEA

Вес в большом обществе

Чем больше бизнес, тем сложней им управлять, требуется больше кадров. Тем не менее, IKEA не любит бюрократию и держит как можно меньше людей в администрации, чтобы не раздувать иерархическую пирамиду. Время от времени руководители работают на складах и в магазинах, чтобы не отдаляться от коллег. Все сотрудники одеваются просто и недорого. Компания мало тратит на представительство, командировки и конференции, больше вкладывая в устойчивое развитие. Сам создатель ездил на Volvo 1990-х годов и всегда летал эконом-классом.

Кроме публичности, ответственности и высоких налогов, из-за которых центральный офис переносили в Данию, а потом в Нидерланды, у большой компании есть и преимущества. Используя свое влияние, она может транслировать в мир прогрессивные идеи. Так, через рекламу и продукцию IKEA продвигает осознанное потребление, использование альтернативной энергетики, вторичное использование.

Изображение

История логотипа IKEA с момента ее «рождения» и до наших дней. Источник: виртуальный музей IKEA

Громкое имя компании также открывает сотрудничество с людьми и другими брендами. Например, для создания новой продукции IKEA теперь может позволить себе не только штатных дизайнеров: коллаборации с крупными фигурами fashion-индустрии поддерживали интерес к релизам компании. Среди самых громких: коллекции с дизайнером брендов Louis Vuitton и Off-White Вирджилом Абло, парфюмером Byredo Беном Горхэмом, стилистом Фредди Меркьюри — Зандрой Роудс, а также с Lego.

Сейчас IKEA в расцвете сил и не собирается устаревать, следует глобальным трендам и создает новые. Помогает ей то, что с рождения она стремится создавать доступную продукцию и подавать ее так, чтобы эти вещи стали частью жизни миллионов людей.


На обложке: здание, в котором прошла первая мебельная выставка IKEA в 1953 году. Источник: виртуальный музей IKEA

2 апреля 2022

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи