Обложка статьи

Киноистории: что останется после нас?

Время прочтения
Время прочтения: 14 минут

Вечно можно смотреть на три вещи: как редактируются тексты, как верстается журнал и как Оля выбирает, что ей сегодня посмотреть. Это ведь целая аналитика: страна, год, жанр, актеры и, наконец, содержание. Фильм может как вдохновить, так и погрузить в пучину уныния (поэтому остерегаюсь фестивальных лент). И если я знаю, что делать, то смело включаю полнометражку, а если нужно подумать или хочется киношных страданий, то устраиваю сериальный марафон. А еще уже очень давно и безнадежно влюблена в азиатское кино, так что не удивляйтесь паре-тройке работ с Востока в моих подборках.

«Книга судного дня»

Страна, год: Южная Корея, 2021
Режиссеры: Лим Пхиль-сон, Ким Джи-ун
В ролях: Рю Сын Бом, Ко Джун Хи, Ма Дон Сок, Ким Ган У и др.
Рейтинг: 5,8 (Кинопоиск), 5,9 (IMDb)

«Книга судного дня» — альманах трех историй. Каждая из них пропитана азиатской философией и тонкой иронией над происходящим. Визуальное оформление обволакивает зрителя. И если в 2012 году эта история могла рассматриваться как фантастическая, то в 2022 — поражает своей достоверностью. Но обо всем по порядку.

Первая история рассказывает про вирус, который заражает всех, кто поел говядины. Корень проблемы в том, что по сюжету коровы едят корм, сделанный из переработанного мусора. И в этом мусоре оказалось нечто, что запустило по всей стране эпидемию неизвестного вируса. Учитывая, что у корейцев еда и экология — основные повестки уже долгое время, можно понять всю проблематику истории. С одной стороны, хочется обеспечить страну доступной едой, с другой — эта цель требует иногда бездумных средств. Зацикленность на одной проблеме порождает новые. Создатели фильма, таким образом, осуждают экстенсивную политику государства.

Во второй истории робот, который работает прислужником в буддистском храме, настолько преисполняется в познании, что становится близок к просветлению. Нам показывают редкий пример того, когда очеловеченный робот вызывает не отторжение (страх перед чем-то человекоподобным, что часто используется режиссерами хорроров), а сочувствие. Человеку с его сложной организацией сознания бывает трудно постигнуть основы буддизма (да и любой религии, в принципе), поэтому робот становится в каком-то смысле лучше их. В Корее буддизм — не господствующая религия, но ее влияние прослеживается в менталитете и стиле общения. Режиссеры показали, что конец для людей настанет тогда, когда машины станут чувственнее своих создателей.

Если в предыдущих историях создатели только рассуждают о конце света, то в последней части они нам его показывают. Представители каждого философского течения видят это событие по-разному. Буддисты, к примеру, уверены, что когда прогресс достигнет своего пика, а нравственность минимума, человечество погибнет, чтобы дать дорогу чему-то новому. Немного с юмором и азиатской верой в неизбежность страданий бытия, немного про семью и ее место в жизни — заключительная история подводит черту повествования, предсказывая Судный день.

Что еще посмотреть? 

«Я скоро вернусь» (сериал «Черное зеркало» 2 сезон 1 серия)

Страна, год: Великобритания, 2013
Режиссер: Оуэн Харрис
В ролях: Хейли Этвелл, Донал Глисон и др.
Рейтинг: 8,5 (Кинопоиск), 8,8 (IMDb)

Стоит признать, что все смертны. И если раньше от человека оставались дневники, письма и фотокарточки, то сейчас люди задумались о создании своих цифровых двойников, которые станут продолжателями их жизни после физической смерти.

В основе сюжета личная трагедия Марты: ее муж Эш погибает в автокатастрофе. Она не в силах выдержать утрату, поэтому с радостью начинает пользоваться новой технологией, позволяющей обмениваться мгновенными сообщениями с умершим. Ноу-хау удачно эволюционирует и готово заменить Марте мужа...

После выхода эпизода возникло множество дискуссий на тему цифровых двойников умерших, созданных с помощью искусственного интеллекта, этичности подобных решений и их правовом регулировании. Серия же заставляет нас задуматься о том, какой след, в том числе и цифровой, мы оставим после себя.

Рекомендуем посмотреть 

«Любовь. Смерть. Роботы»
Год: 2019–2021
Режиссер: Виктор Мальдонадо, Альфредо Торрес и др.
Изображение

Кадр из фильма «Любовь. Смерть. Роботы». Источник: Кинопоиск 

«Валл-И»
Год: 2008
Режиссер: Майкл Хоффман
Изображение

Кадр из фильма «Валл-И». Источник: Кинопоиск 

«Она»
Год: 2013
Режиссер: С. Джонс
Изображение

Кадр из фильма «Она». Источник: Кинопоиск 

«Девять»
Год: 2009 
Режиссер: Ш. Экер
Изображение

Кадр из фильма «Девять». Источник: Кинопоиск 

«Пятый элемент»
Год: 1997
Режиссер: Л. Бессон
Изображение

Кадр из фильма «Пятый элемент». Источник: Кинопоиск 

17 августа 2022

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Они пугают, нам страшно
Чем триллер отличается от хоррора и как режиссеры создают страшные сцены в кино
Обложка статьи
Они пугают, нам страшно
Чем триллер отличается от хоррора и как режиссеры создают страшные сцены в кино