Обложка статьи

«Ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон…» — интервью в библиотеке Гоголя

Время прочтения
Время прочтения: 27 минут

Библиотека Гоголя носит имя писателя с 1952 года. В честь 215-летия Николая Васильевича в библиотеке прошел недельный фестиваль, посвященный его творчеству. О сохранении наследия писателя, мультимедийных проектах и работе пространства поговорили с Кристиной Крыловой — PR-специалистом единственной в Петербурге именной библиотеки Гоголя. 

— Что отличает библиотеку Гоголя от других? 

— О себе мы говорим, что мы — современная библиотека с петербургскими традициями. Это видно и по дизайну пространства: сейчас мы находимся в художественном зале, выполненном в стиле классического Петербурга XIX века. Если мы пройдем вглубь, то увидим, что Гоголь буквально повсюду нас окружает. Например, на стене — портрет писателя, составленный из его же цитат. И как же обойтись без его произведений? Гоголю посвящен целый шкаф, где собраны творения писателя и издания, посвященные его жизни и творчеству.

Корреспондент София с PR-специалистом Кристиной Крыловой в художественном зале

1/6

2/6

3/6

4/6

5/6

Шкаф, посвященный Гоголю

6/6

Мы были одними из первых, кто прошел реновацию, открывшись в 2013 году как «третье место» — пространство для культуры, чтения и отдыха. Поэтому мы работаем в новом формате.

— Расскажите про проекты библиотеки.

— Проектов у нас много: от «Цифровой библиотеки Гоголя» в Культурном квартале «Брусницын» до ежегодной научно-практической конференции «Гоголь и Пушкин сегодня».

Один из самых крупных проектов представлен на витрине при входе в наше пространство — музыкальный сборник «Повести Гоголя». Это не только первый аудио-трибьют, посвященный Гоголю, но и единственный альбом в России, созданный библиотекой совместно со студией звукозаписи и двенадцатью исполнителями из Петербурга, Москвы и Петрозаводска. Вдохновением послужил Гоголевский цикл «Петербургские повести»

1/4

2/4

3/4

4/4

Перед музыкантами у нас было только два условия: песни должны были использовать прямые цитаты Н.В. Гоголя или сохранить авторскую интонацию писателя. Все композиции получились разные, самобытные и, что важно, соответствующие эстетике каждого исполнителя. А вместе органично объединились в музыкальный сборник. И когда слышишь от посетителей, что «Повести Гоголя» подтолкнули их на чтение его произведений, понимаешь, что именно для этого и работаешь — это вдохновляет! 

Сейчас музыкальный трибьют-сборник «Повести Гоголя» можно послушать на стриминоговом сервисе «Яндекс Музыка». 

— Как вы сохраняете наследие писателя?

— Поскольку мы именная библиотека, за нами уже 105 лет стоит большая ответственность за участие в сохранении литературного наследия писателя. Главный вектор нашей деятельности — работа с именем Гоголя, хоть помимо этого мы разрабатываем проекты на другие темы. 

Говоря о сохранности, я имею в виду актуализацию творчества в современных реалиях: мы понимаем, что творчество Н.В.Гоголя многогранно — его произведения хочется не только читать, но и слышать, видеть в репрезентации, поэтому мы много работаем с различными технологиями и цифровыми форматами. 

Интерьерный видеомэппинг «Петербургские повести. Дневник»

1/5

2/5

3/5

4/5

5/5

Мы планируем начать работу с нейросетями, и это интересно: интерпретация Гоголя в таком формате — трендовый подход к классике в современности, когда можно посмотреть на творчество классика без шаблонов школьной скамьи. 

Один из форматов сохранения наследия представлен за стеклом: здесь вы видите раритетные российские и зарубежные издания Гоголевских произведений, которые относятся к концу XIX – началу XX веков. В честь 215-летия писателя мы оцифруем два из них: «Пропавшая грамота» Н. В. Гоголя с 12 рисунками Р. Штейна и «Разбор произведений, характеристика действующих лиц, содержание и подробный план» от известного книгоиздателя начала прошлого века Павлова В. И.

В проекте «Город Гоголя» посетителям предлагается погулять по самым знаменательным местам Петербурга и Рима, связанных с жизнью и творчеством писателя. 

1/5

2/5

3/5

4/5

5/5

— В честь 215-летия Н. В. Гоголя в библиотеке проходил недельный фестиваль, посвященный творчеству писателя, а основой мероприятий послужило произведение «Шинель». Расскажите, почему именно эта повесть стала лейтмотивом всего фестиваля?

— Тоже круглая дата — Гоголь начал работать над повестью 185 лет назад. Совместно с киноведами, кинокритиками, художниками и актерами мы сравнивали три киновоплощения произведения и рассказывали о том, что такое шинель в гардеробе. Петербуржцы понимают, что без пальто в период с августа по июнь — никуда. А специально для «Гоголевской недели» современный художник Кирилл Акулиничев создал кастомную шинель. 

Изображение

Кастомная шинель художника Кирилла Акулиничева. Источник: группа библиотеки ВКонтакте

— Расскажите об образе писателя. Правда ли, что Гоголь был мистиком и слышал духов или все это — мистификация фактов?

— Я считаю, это мифы, художественный вымысел. На самом деле Гоголь был глубоко верующим человеком — так говорил сам писатель и современники. Его последняя книга «Размышления о Божественной Литургии», которая была опубликована уже после его смерти, повествует о его религиозных взглядах. 

Гоголь постился, но в то же время любил кулинарию. После жизни в Петербурге, писатель переехал в Рим, где открыл для себя итальянскую кухню. Ему настолько понравились спагетти, что он привез их в Россию, решив угостить своих верных друзей, которые не до конца разделили энтузиазм писателя относительно макарон с сыром. 

Гоголеведы, например, Владимир Алексеевич Воропаев, опровергают и миф о том, что писатель панически боялся смерти. Существуют целые исследования, посвященные кончине писателя, которые доказывают, что он умирал в спокойствии, а его предсмертные фразы «как сладко умирать» и «принесите мне лестницу» говорят о принятии Гоголем своей судьбы. 

— Развейте, пожалуйста, тайну вокруг носа Николая Васильевича. На всех портретах он выглядит по-разному, и, говорят, что таким образом Гоголь пытался запутать будущих биографов. Это правда так? 

— На самом деле, есть прижизненный снимок (дагеротип) писателя, и, естественно, у писателя там все тот же нос, что и на картинах. Интересный факт, о котором я сама узнала, когда стала работать в библиотеке — современники свидетельствуют о том, что Гоголь был русым. Почему его рисовали темноволосым? Возможно, хотели придать статусности, а может быть со временем краска потемнела и дошла до нас уже в темном виде.

Изображение

Источник: livejournal.com

— Что из творчества Гоголя вы советуете прочитать студентам ИТМО?

— В библиотеке 60 тысяч печатных книг, среди которых каждый найдет что-то интересное для себя — их можно прочесть в приятной атмосфере нашего пространства с кофе. Также мы понимаем, что студенту ИТМО ближе цифровой формат, поэтому мы предоставляем в электронном виде много книг бесплатно. Можно начать, например, с «Шинели»

Я рекомендую уйти от стереотипного мышления и начать уже во взрослом возрасте читать классику, которую вам когда-то давали в средних классах. Я это почувствовала на себе и рекомендую всем. 

Изображение

Литературные произведения часто становятся основой для экранизаций, но, как писал Гоголь: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Все обман, все мечта, все не то, чем кажется». Отдельно от меня просьба — для глубинного понимания сюжета, рекомендую после просмотра экранизации вернуться к первоисточнику. 

— Какому жизненному совету Гоголя вы придерживаетесь? 

— У меня есть любимая фраза про Петербург: «Ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон». Каждый раз, выходя из дома, я ее вспоминаю, потому что настолько точно и емко описать для меня погодные условия — это культурный шок. Невольно связываешь себя с классиком: тебе холодно, и ему было холодно, и дуло со всех четырех сторон. Хочется сказать «Николай Васильевич, по-прежнему дует». 

Фото: Алекс Стрельчюнас (@wade в запрещенной социальной сети)

5 мая 2024

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Детская литература — убежище писателей XX века
Краткая история развития детской литературы, ее особенности и имена тех, кто повлиял на формирование, — в нашей статье
Обложка статьи
Детская литература — убежище писателей XX века
Краткая история развития детской литературы, ее особенности и имена тех, кто повлиял на формирование, — в нашей статье