Обложка статьи

Новое образование: как не потеряться в потоке информации?

Как расставить приоритеты и грамотно организовать учебный процесс? Рассылка заданий по SMS? Парты скоро исчезнут! Или о том, как Марина Казанцева, бизнес-тренер по личной эффективности, и Мария Ососкова, эксперт по профориентации, разобрали актуальные вопросы сегодняшнего образования для «Мегабайта».

Почему стоит инвестировать в свое развитие?

Марина Казанцева: Единственное, что есть у человека всегда — это креативность, навыки и знания. От них зависит успех в жизни. Инвестиция — это отказ от чего-то сейчас ради того, что можно получить в будущем. Да, сейчас, вероятно, будет не так весело, интересно и легко, зато потом будет сильно проще, быстрее, лучше. Ради этого «потом» и стоит инвестировать.

Мария Ососкова: Мы переходим в эпоху постоянного образования и развития в независимости от возраста. Уходит «то сладкое время, когда мы один раз получили профессию и всю жизнь работаем по ней».

Кто ответственен и больше всего заинтересован в нашем развитии?

Мария О.: Человек ответственен сам за себя, ведь он тратит и инвестирует свое время. Родителям важно, чтобы ребенок был в комфорте. Развитие для них не первостепенно. Работодатель же заинтересован в том объеме, который важен для прибыли компании.

Марина К.: Работодатель будет развивать вас в ключе, который удобен ему, и до тех пределов, которые его устраивают. У него есть выбор. Вы же должны быть достойны того, чтобы в вас вкладывали деньги и время.

Где взять время на свое развитие?

Мария О.: У меня есть две мысли. Первая бывает открытием: у всех одинаково 24 часа в сутках. Из этого вытекает вторая — каждый должен понимать, сколько и что он может успеть в единицу времени.

Марина К.: Когда слышу «у меня нет времени», предлагаю записать, что вы делаете в течение дня. Оказывается, мы тратим много времени на ерунду. Обучение в современном формате можно объединять с другими делами. Дорога — идеальный вариант. Есть иллюзия, что за 15 минут в пути ты ничего не успеешь. На самом деле из 15-20 минут между делами складывается достаточно времени.

Как поддержать мотивацию к обучению?

Марина К.: В мотивации главное — создать смысл. Понять «зачем?» Студентам мы рекомендуем работать, участвовать в стажировках. Взрослые же обычно знают, зачем приобретают тот или иной навык. Хорошо повышает мотивацию совместное с друзьями дело. Нужно искать вещи, объединяющие приятное с полезным.

Мария О.: Здесь как и со счастьем: человека нельзя “догнать и научить или догнать и причинить счастье”. Вопрос в том, насколько мне это надо? Если я поднимусь над бытовыми задачами, то вопрос «для чего?» перейдет в масштаб всей жизни. Есть “точка на горе Фудзияма”, куда я иду и вижу, что все это лесенки на моем пути. Было бы желание! И тогда появятся силы рано вставать и поздно ложиться.

Как обучаться эффективно?

Марина К.: Нужно знать себя, чтобы обучаться эффективно: какие каналы восприятия ты используешь, когда лучше учишься. Дальше решаем: устраивает это меня или нет. И затем начинаем себя прокачивать. Эффективно учиться — регулярно. Если ты однажды прочитал книгу и внедрил в жизнь, не значит, что на этом надо остановиться. Через какое-то время необходимо повторить материал.

Мария О.: Мне нравится пословица «Чтобы что-то было, нужно что-то сделать». Когда мы начинаем читать книгу, нужно несколько страниц, чтобы вчитаться в текст и перестать отвлекаться. Это необходимо сделать привычкой. В том числе заставлять себя читать сложную литературу, чтобы мозг развивался в иной плоскости.

Почему растет спрос на обучающие ресурсы и курсы?

Марина К.: Информация всегда была доступна. Просто надо было в библиотеку сходить, а теперь —  в интернет. Проще. Но если информацию не структурировать, она будет восприниматься хуже. Почему человек готов платить деньги? Чтобы получить знания, необходимо найти информацию, собрать ее, обработать, проверить на релевантность, структурировать и только потом уложить в мозг. А мы платим деньги, чтобы другие делали это за нас. Разработчики образовательных курсов занимаются структурированием уже существующей информации и ее представлением в легком для восприятия виде.

Мария О.: Как раз вспомнила про «Нетологию», на которую два года назад смотрели с прищуром. Сейчас к ней привыкают, вкладывают деньги. На последнем Московском салоне образования ребята из Сколково признались, что недавно писали Атлас профессий будущего и думали, что этот список лет на семь-десять вперед. Но вот они эти профессии, спустя два года! И эта высокая скорость изменений начинает давить на людей, они понимают, что легче обратиться к уже готовым ресурсам.

Какие плюсы и минусы вы видите в получении образования через онлайн-платформы?

Марина К.: Оффлайн-образование завязано на другом человеке. Есть внешний стимул. И это определенным образом дисциплинирует. В онлайн-образовании нас стимулируют заплаченные деньги. Заставить себя качественно закончить курс очень сложно. Во всем остальном он удобнее, быстрее и зачастую интереснее. Потому что делают его современные люди, знающие толк в геймификации и современных методах обучения. Используемые ими форматы заточены под современного человека. Сейчас создается платформа разработки курсов для мессенджеров. Будут просто приходить SMS. Такие курсы уже существуют.

Мария О.: У меня есть товарищ, который не окончил вуз, в свое время выбрав работу проектным менеджером в high-tech компании. И он растет в ней благодаря онлайн-курсам. Для него и его руководителя этого достаточно. Главное — какие знания ты вынес. Раньше ездили за границу ради преподавателей. Сейчас включил YouTube — и ты уже там. Нет гарантии, что учитель качественно даст такой же объем информации, как записанный курс. IT-компаниям уже сейчас высшее образование в наименьшей степени интересно. Они открывают лицеи, где после девятого класса обучают своему профилю без лишней информации.

Заменят ли в будущем образовательные онлайн-платформы репетиторов?

Марина К.: Будет платное образование другого плана. Однако, в оффлайн образовании при условии грамотного преподавателя у учеников есть быстрая обратная связь. В онлайн-курсах с этим значительно сложнее.

Мария О.: Спрос на людей будет. Многое заменит программное обеспечение, но будет востребован человек.

Какие нововведения ждут нас в пространственной организации учебного процесса?

Марина К.: Во многих школах уже говорят о необходимости убрать парты. Пространство должно быть заточено под спокойное перемещение и общение в разных форматах и группах. Открытые площадки, отдельные перегородки, огромные окна в пол — это прекрасно. Но мы не должны забывать, что у больших серьезных вузов есть помещения, которые нелегко перестроить. Зачем нужны парты? Чтобы за ними писать. А если мы переходим на планшеты и смартфоны?

Мария О.: В отечественной практике меня вдохновляет пример школы «Летово», задача которой была собрать опыт лучших мировых практик. Там не просто поставили классные стулья и покрасили стены в красный. Многое завязано на психологии восприятия. Возможностей сейчас масса, качественных дизайнеров тоже, и они делают классные продукты. Вопрос в грамотном использовании.

Марина К.: Мы недавно были в компании «Герофарм», и у них фантастически красивый офис. В конце встречи сделали комплимент, а нам ответили: «Мы так привыкли, что уже не замечаем». Но от этого психология, про которую говорила Мария, не перестает действовать. Ведь в правильно организованном пространстве человек работает быстрее и проще.

Благодарим Центр личностного развития Университета ИТМО
 за помощь в подготовке статьи.

Эксперты, отвещающие на вопросы в статье,
выступают в Центре личностного развития согласно расписанию

 

23 ноября 2018

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Компетенции будущего: чему учиться и как учить
В рамках ПМЭФ прошла экспертная дискуссия о том, какие компетенции надо развивать в себе сегодня, чтобы быть успешным завтра
Обложка статьи
Компетенции будущего: чему учиться и как учить
В рамках ПМЭФ прошла экспертная дискуссия о том, какие компетенции надо развивать в себе сегодня, чтобы быть успешным завтра