Обложка статьи

Две стороны вандализма: почему уничтожают памятники культуры

Время прочтения
Время прочтения: 16 минут

Повредить или разрушить произведение искусства не так уж и сложно: взорвать бомбой, изрезать ножом, облить краской, украсть. Например, в 2003 году из Музея истории искусств (Вена) похитили золотую статуэтку Сальера, которую нашли спустя три года, 21 января. Причин вандализма много: от желания разбогатеть до привлечения внимания. В еженедельной рубрике «Имения языка Эйнштейна» рассказываем, почему в XX и XXI веках были уничтожены или повреждены некоторые памятники культуры и как это объясняют сами преступники.

«Они позволяют уничтожать прекрасных женщин»

«Венера с зеркалом» — единственная сохранившаяся картина испанского художника XVII века Диего Веласкеса, на которой изображено обнаженное женское тело. В 1906 году Фонд национальных коллекций при поддержке общественности выкупил работу за 45 000 фунтов стерлингов (около 606,6 млн рублей сегодня — примеч. автора) и подарил ее Лондонской национальной галерее. На тот момент это была самая дорогая покупка картины.

Суфражистки — участницы движения, выступавшие за предоставление женщинам избирательного права и против их дискриминации в политике и экономике. Чаще всего для борьбы они использовали радикальные акции: поджоги, преследование политиков, установку бомб.

Спустя восемь лет на полотно совершили нападение. В марте суфражистка Мэри Ричардсон с помощью ножа для мяса разбила защитное стекло и сделала семь порезов на теле Венеры. Причиной преступления стал арест Эммелин Панкхёрст, защитницы прав женщин и лидера британского движения суфражисток.

Изображение

Порезанное Мэри Ричардсон полотно «Венера с зеркалом». Источник: Лондонская национальная галерея, 11 марта 1914 года

«Я попыталась уничтожить изображение самой красивой женщины в мифологической истории в знак протеста против правительства. Оно хочет устранить миссис Панкхерст, самую красивую представительницу современной истории. Справедливость — это такой же элемент красоты, как цвет и контуры на холсте. Миссис Панкхерст добивается справедливости для женщин. За это ее медленно убивает правительство искариотских (лживых — примеч. автора) политиков. Пусть каждый несогласный с моим поступком помнит: такой протест является лицемерием до тех пор, пока они уничтожают миссис Панкхерст и других прекрасных женщин. Покуда общественность не перестанет одобрять человеческое уничтожение, осуждение моего поступка — лишь доказательство их художественного, морального и политического обмана и лицемерия», — объяснила свой поступок Мэри Ричардсон.

Женщину приговорили к шести месяцам заключения — на тот момент максимальный срок за уничтожение произведений искусства. А картину вскоре отреставрировал Хельмут Рухеман. С тех пор она хранится в Национальной галерее как напоминание о политическом потрясении начала XX века.

«Я художник и хотел сказать правду»

В 1937 году после бомбардировки города Герника во время гражданской войны в Испании Пабло Пикассо написал одноименную картину, изображающую смерть, насилие, страдания и беспомощность.

С середины XX века работа находилась в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где ее и испортил вандал. Утром 28 февраля 1974 года художник Тони Шафрази с помощью баллончика красной краски написал “KILL LIES ALL” («Хватит лгать») во все полотно. Это был протест против освобождения под залог лейтенанта Уильяма Келли, которого обвинили в убийстве 22 невооруженных мирных жителей Милаи во время Вьетнамской войны в марте 1968 года.

Изображение

Реставраторы стирают надпись с картины «Герника» Пабло Пикассо. Источник: Музей современного искусства в Нью-Йорке, 1974 год

«Я художник и хотел сказать правду», — так вандал пояснил причину своего преступления.

Сотрудники музея восстановили картину в течение часа. Толстый слой лакового покрытия стал для полотна «невидимым щитом»: реставраторам оставалось лишь с помощью растворителей, хирургического скальпеля и игл убрать следы краски. Тони Шафрази получил пять лет условного заключения. Это не помешало ему в будущем стать арт-дилером — посредником между покупателями и продавцами произведений искусства — и открыть галерею.

«Они так обеспокоены чем-то неживым»

В VI веке из скалы вырезали две огромные статуи Будды: одна 55 метров в высоту, друга — 38. Они располагались на территории современного Афганистана в долине Бамиан и оставались нетронутыми вплоть до 2001 года.

Во время Гражданской войны в 1998 году территория вокруг памятников была захвачена талибами (террористическая организация, запрещенная в России). Спустя три года лидер движения Мохаммед Омар приказал разрушить статуи.

«Я не хотел уничтожать Бамианских Будд. Однажды иностранцы пришли ко мне, желая отреставрировать статуи, которые были слегка повреждены из-за дождей. Это потрясло меня. Я подумал: эти бессердечные люди не имеют никакого отношения к тысячам живых человеческих душ — афганцам, умирающим от голода. Они так обеспокоены чем-то неживым, таким как Будда. Это было крайне прискорбно — поэтому и приказал уничтожить статуи. Если бы они пришли с гуманитарной помощью, я бы никогда этого не сделал», — рассказывал Мухаммад Омар в интервью для индийского портала Rediff.

На устранение Будд ушло несколько недель. Обстреливание их из автоматов и гранатометов не дало результата — разрушения были минимальны. Тогда боевики прикрепили взрывчатку к спинам и рукам памятников. Но даже так для полной ликвидации потребовалось несколько дней. Обломки статуй талибы продали антикварам через черный рынок.

В 2004 году ЮНЕСКО начали реставрационные работы, которые прекратили в 2011-м. Организация решила не восстанавливать статуи, так как новые памятники стали бы «подделкой».

Изображение

Одна из статуй Бамианских Будд до (слева, 1963 год) и после (справа, 2008 год) разрушения. Источник: wikimedia.org

«Экстремисты напуганы историей и культурой»

В течении нескольких лет боевики запрещенной в России организации «Исламское государство» уничтожали памятники культуры для порабощения национального самосознания и борьбы с идолопоклонством. Кроме того, для террористов продажа культурных ценностей — один из источников финансирования.

Триумфальная арка Пальмиры, построенная еще в III веке, была одной из главных достопримечательностей Сирии и входила в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако в мае 2015 года боевики захватили памятник архитектуры и в октябре взорвали его с помощью самодельных бомб.

Изображение

Триумфальная арка Пальмиры до разрушений. Фото: Bernard Gagnon, 2010

«Новое разрушение показывает, насколько экстремисты напуганы историей и культурой, потому что понимание прошлого подрывает и лишает легитимности (законности — примеч. автора) отговорки, которые они используют для оправдания преступлений, и показывает их как выражение чистой ненависти и невежества», — говорила Ирина Бокова, бывший гендиректор ЮНЕСКО.

Сегодня восстановлением Триумфальной арки занимаются Россия, ЮНЕСКО и Генеральный департаментом древностей и музеев Сирии. Эксперты уже разработали цифровой проект для дальнейшей реставрации, которая начнется в этом году.

На обложке: «Вандалы сбросили с пьедестала статую Королевского ботанического сада», Getty Images, 14 июля 1989 года

22 января 2022

Еще почитать по теме

Обложка статьи
История религии: церковь против науки или за?
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем об истории развития отношений между церквью и наукой
Обложка статьи
История религии: церковь против науки или за?
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем об истории развития отношений между церквью и наукой