Две стороны вандализма: почему уничтожают памятники культуры
Повредить или разрушить произведение искусства не так уж и сложно: взорвать бомбой, изрезать ножом, облить краской, украсть. Например, в 2003 году из Музея истории искусств (Вена) похитили золотую статуэтку Сальера, которую нашли спустя три года, 21 января. Причин вандализма много: от желания разбогатеть до привлечения внимания. В еженедельной рубрике «Имения языка Эйнштейна» рассказываем, почему в XX и XXI веках были уничтожены или повреждены некоторые памятники культуры и как это объясняют сами преступники.
«Они позволяют уничтожать прекрасных женщин»
«Венера с зеркалом» — единственная сохранившаяся картина испанского художника XVII века Диего Веласкеса, на которой изображено обнаженное женское тело. В 1906 году Фонд национальных коллекций при поддержке общественности выкупил работу за 45 000 фунтов стерлингов (около 606,6 млн рублей сегодня — примеч. автора) и подарил ее Лондонской национальной галерее. На тот момент это была самая дорогая покупка картины.
Спустя восемь лет на полотно совершили нападение. В марте суфражистка Мэри Ричардсон с помощью ножа для мяса разбила защитное стекло и сделала семь порезов на теле Венеры. Причиной преступления стал арест Эммелин Панкхёрст, защитницы прав женщин и лидера британского движения суфражисток.
Порезанное Мэри Ричардсон полотно «Венера с зеркалом». Источник: Лондонская национальная галерея, 11 марта 1914 года
Женщину приговорили к шести месяцам заключения — на тот момент максимальный срок за уничтожение произведений искусства. А картину вскоре отреставрировал Хельмут Рухеман. С тех пор она хранится в Национальной галерее как напоминание о политическом потрясении начала XX века.
«Я художник и хотел сказать правду»
В 1937 году после бомбардировки города Герника во время гражданской войны в Испании Пабло Пикассо написал одноименную картину, изображающую смерть, насилие, страдания и беспомощность.
С середины XX века работа находилась в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где ее и испортил вандал. Утром 28 февраля 1974 года художник Тони Шафрази с помощью баллончика красной краски написал “KILL LIES ALL” («Хватит лгать») во все полотно. Это был протест против освобождения под залог лейтенанта Уильяма Келли, которого обвинили в убийстве 22 невооруженных мирных жителей Милаи во время Вьетнамской войны в марте 1968 года.
Реставраторы стирают надпись с картины «Герника» Пабло Пикассо. Источник: Музей современного искусства в Нью-Йорке, 1974 год
Сотрудники музея восстановили картину в течение часа. Толстый слой лакового покрытия стал для полотна «невидимым щитом»: реставраторам оставалось лишь с помощью растворителей, хирургического скальпеля и игл убрать следы краски. Тони Шафрази получил пять лет условного заключения. Это не помешало ему в будущем стать арт-дилером — посредником между покупателями и продавцами произведений искусства — и открыть галерею.
«Они так обеспокоены чем-то неживым»
В VI веке из скалы вырезали две огромные статуи Будды: одна 55 метров в высоту, друга — 38. Они располагались на территории современного Афганистана в долине Бамиан и оставались нетронутыми вплоть до 2001 года.
Во время Гражданской войны в 1998 году территория вокруг памятников была захвачена талибами (террористическая организация, запрещенная в России). Спустя три года лидер движения Мохаммед Омар приказал разрушить статуи.
На устранение Будд ушло несколько недель. Обстреливание их из автоматов и гранатометов не дало результата — разрушения были минимальны. Тогда боевики прикрепили взрывчатку к спинам и рукам памятников. Но даже так для полной ликвидации потребовалось несколько дней. Обломки статуй талибы продали антикварам через черный рынок.
В 2004 году ЮНЕСКО начали реставрационные работы, которые прекратили в 2011-м. Организация решила не восстанавливать статуи, так как новые памятники стали бы «подделкой».
Одна из статуй Бамианских Будд до (слева, 1963 год) и после (справа, 2008 год) разрушения. Источник: wikimedia.org
«Экстремисты напуганы историей и культурой»
В течении нескольких лет боевики запрещенной в России организации «Исламское государство» уничтожали памятники культуры для порабощения национального самосознания и борьбы с идолопоклонством. Кроме того, для террористов продажа культурных ценностей — один из источников финансирования.
Триумфальная арка Пальмиры, построенная еще в III веке, была одной из главных достопримечательностей Сирии и входила в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако в мае 2015 года боевики захватили памятник архитектуры и в октябре взорвали его с помощью самодельных бомб.
Триумфальная арка Пальмиры до разрушений. Фото: Bernard Gagnon, 2010
Сегодня восстановлением Триумфальной арки занимаются Россия, ЮНЕСКО и Генеральный департаментом древностей и музеев Сирии. Эксперты уже разработали цифровой проект для дальнейшей реставрации, которая начнется в этом году.
На обложке: «Вандалы сбросили с пьедестала статую Королевского ботанического сада», Getty Images, 14 июля 1989 года