Сон как литературный прием
Сон в художественной литературе может быть использован для разных целей: показать скрытые мысли и мечты героя, рассказать о предшествующих событиях или намекнуть на то, что произойдет в будущем. Из-за широты применения и многозначности толкования сны в знаменитых произведениях хорошо изучены и охарактеризованы — пожалуй, в школе все проходили сон Татьяны из «Евгения Онегина» или сон Обломова. Поэтому разберем этот художественный прием на примерах не из русской классики, а из современной — как отечественной, так и зарубежной — литературы.
Так как многие литературоведы изучали феномен сна, то и классификаций этого явления несколько. В основном сны разделяют по двум признакам: по форме (какую часть произведения занимает сон и как он оформлен) и по значению (как то, что происходит во сне, влияет на ход сюжета). Мы будем рассматривать классификацию советского и русского лингвиста Вадима Петровича Руднева, представленную в статье «Культура и сон» (1990). В ней Руднев рассуждает о содержании снов и их значении для героев, а также выделяет пять типов сновидений.
Стирание границы между сном и реальностью
Иногда бывает сложно понять, действительно произошло событие или оно вам приснилось. Это один из тех случаев, когда граница между сном и реальностью размывается. В художественных произведениях этот прием может быть использован, например, чтобы показать, насколько мир парадоксален, или чтобы намеренно запутать читателя.
В рассказе Виктора Пелевина «Спи» (1998) герой Никита Сонечкин вдруг замечает, что все вокруг постоянно находятся в полудреме. В полусне живут и родители Никиты — они не просыпаясь ужинают, работают и смотрят телевизор. Когда мама роняет на ногу утюг, она больше пугается от пробуждения, чем от неожиданности и боли. Когда Никита начинает жить в полусне и перестает задавать лишние, раздражающие вопросы, отец с гордостью хвалит его: «Умнеешь». Так Пелевин показывает абсурдность советской реальности. Единственный способ нормально жить в ней — не просыпаться.
Ирвин Ялом «Когда Ницше плакал» (1992), Виктор Пелевин «Иван Кублаханов» (1994) и «Чапаев и Пустота» (1996), фильмы «Начало» (2010), «Кошмар на улице Вязов» (1984), «Пиджак» (2005).
Вседозволенность во сне
Сон позволяет человеку реализовать сокровенные мечты и пережить то, что он не может испытать в реальности. Так, герой братьев Стругацких из «Повести о дружбе и недружбе» (1980) преодолевает удивительные испытания. Спойлер: во сне. В поисках своего друга Андрей Т. встречает странных существ, карабкается по стенам и переплывает бассейн, в котором бушуют волны. Сознание заболевшего мальчика создает удивительный мир, где переплетаются сюжеты книг, фильмов и песен.
Айрис Мердок «Святая и греховная машина любви» (1974), Роджер Желязны «Творец сновидений» (1966), Иэн Бэнкс «Мост» (1986), фильм «Большой Лебовски» (1998).
Сон как зашифрованный комментарий к жизни
Часто автор наполняет сон образами, которые читателю предстоит разгадать вместе с героем. Этот прием использует итальянский писатель Умберто Эко в романе «Имя розы» (1980). Послушнику Адсону снится пир, неотличимый от ада. Помимо других жителей монастыря, на празднике гуляют библейские герои. Проснувшись, Адсон обращается к своему учителю Вильгельму за толкованием причудливого сна. Оказывается, видение основано на прочитанном послушником «Киприяновом пире» — средневековом произведении о масштабном празднике в стиле гротеска. Адсон думает: «Теперь я увидел, что присниться могут и книги. Значит, присниться могут и сны».
Венедикт Ерофеев «Москва — Петушки» (1973), Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого» (2000), сериал «Твин Пикс» (1990–2017).
Пророческий сон
Но не всегда будущее во сне зашифровано, спрятано за замысловатыми образами. Некоторые авторы используют сон-пророчество, чтобы напрямую рассказать читателю, что будет дальше. К примеру, важную роль играет сон в серии книг о Гарри Поттере. Главный герой благодаря ментальной связи с Волан-де-Мортом во сне видит то, что происходит или произойдет в реальности. Особенно ярко эта тема раскрыта в книге «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2003). Через сны Гарри узнает о готовящемся вторжении Пожирателей смерти в Министерство магии. Однако когда Волан-де-Морт узнает о существовании этой связи, он начинает манипулировать Гарри и «показывать» ему ложные сны.
Мисима Юкио «Весенний снег» (1969), Стивен Кинг «Кладбище домашних животных» (1983), сериал «Игра престолов» (2011–2019).
Сон как осознание предыдущих поступков и вины героя
Помимо размышлений о будущем, во сне герой иногда обращается и к прошлому. Этот прием можно увидеть в «Лавре» (2012) Евгения Водолазкина — «неисторическом романе» (как иронично называет произведение автор) о средневековой Руси. Главный герой Арсений — травник и деревенский лекарь. Когда его возлюбленная Устина беременеет, он настаивает на том, что сам примет роды. Однако Арсений не справляется: ситуация оказывается слишком тяжелой. Устина и ребенок погибают. После этого Арсению снятся сбивчивые, беспокойные сны: в одном Устина просит его сменить имя и уйти в странствие, в другом к Арсению приходит Смерть и говорит, что воссоединиться с любимой он сможет только в загробном мире. Арсений болезненно переживает утрату возлюбленной и ребенка и через сон осознает свою вину в случившимся.
Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» (1959), фильм «Зеркало» (1974).
Фотография на обложке: Анастасия КОРОТКОВА