Обложка статьи

Одиссея Пабло Пикассо: от Бога к Дьяволу и обратно

Время прочтения
Время прочтения: 28 минут

Пабло Пикассо — один из самых востребованных художников на арт-аукционах. Его творчество было революционным, а жизнь — легендарной. Он прожил так долго, что получил признание при жизни, и сам же внес свои творения в музей. К примеру, 11 марта 1970 года Пикассо подарил 800 своих картин Барселонскому музею. В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем о биографии известного художника XX века.

Маменькин сынок и папин художник

Пабло Руис-и-Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанском городе Малага. Его отец был обедневшим дворянином и зарабатывал на жизнь ремеслом художника. Именно он давал первые уроки рисования сыну.

Забавный факт: полное имя художника — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо.

Юный Пабло рос в атмосфере всепоглощающей материнской любви. Мария Пикассо часто ему говорила: «Если ты станешь военным, то дослужишься до генерала, если священником, то будешь Папой Римским». Не случайно впоследствии став знаменитым, творец подписывал работы именно фамилией матери.

Талант у мальчика проявился рано — в семь лет. Он начал помогать отцу в работе — пририсовывал лапки голубям. В восемь Пабло написал свою первую картину «Пикадор». Дарования юноши были очевидны. Отец не побоялся поручиться за сына перед своим начальством, чтобы дать Пабло возможность в 14 лет поступить в школу изящных искусств Ла-Лонха в Барселоне. Будущий художник блестяще сдал экзамены. Спустя год мальчик переехал в Мадрид и поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Впрочем, Пикассо в ее стенах было слишком «тесно». Он больше времени уделял изучению коллекций музея Прадо и посещению злачных мест Мадрида. В столице Испании его очаровали работы таких художников, как Диего Веласкеса, Франсиско Гойя и Эль Греко.

Изображение

«Пикадор», Пабло Пикассо, 1889 год.

В Барселону Пикассо вернулся в июне 1898 года. Там он вступил в художественное общество Els Quatre Gats и начал карьеру публичного художник. В 1900 году в Каталонии прошли его первые выставки.

Голубая Барселона и розовый Париж

В этом же году Пабло с близким другом и художником Карлосом Касагемасом приезжают в Париж, где они посещают Всемирную выставку, гуляют по городу, окунаются в мир столичных кабаков и борделей, знакомятся с импрессионизмом. Но первое очарование сменяется отрезвляющим ударом рутины: безденежье, неудачи в личной жизни и депрессия. Касагемас не выдерживает тягот и заканчивает жизнь самоубийством.

Смерть близкого друга погружает Пикассо в глубокую депрессию. Он возвращается в Барселону, где создает серию работ. Позже этот период получит название «голубой». Глубокий и трагичный синий стал доминирующим в творчестве художника. Пабло создает целую галерею человеческой скорби. Слепые, нищие, калеки и проститутки стали моделями для творений с 1901 по 1904 года. В вытянутых на картинах фигурах можно заметить влияние Эль Греко.

Изображение

«Продавец», Пабло Пикассо, 1902 год.

Переосмыслить свои взгляды на прошлое творцу помогает смена обстановки. В 1904 году он окончательно переселяется в Париж и останавливается в знаменитом общежитии Бато-Лавуар для бедных художников. Пабло был молод, его сердце и душа оставались открыты всему новому, он хотел сделать новый шаг в творчестве. Во многом к этому сподвиг роман с натурщицей Фернандой Оливье и начавшаяся дружба с артистами цирка. Новые увлечения Пикассо увлечения отразились на картине «Девочка на шаре» 1905 года, ознаменовавшей переход от «голубого» периода к «розовому». В это время живопись испанца наполняется яркой экспрессией, форма исполнения остается прежней, но художник познает новое световое пространство. Его герои — неприкаянные циркачи, страдающие от бедности и одиночества, но тем не менее продолжающие нести радость людям.

Изображение

«Девочка на шаре», Пабло Пикассо, 1905 год.

Кубизм и русский след

Питательная среда французской столицы, где высокое искусство соседствовало с бандитизмом и пороком, подтолкнула художника на новые творческие поиски. Под впечатлением от посмертной выставки Поль Сезанна и Парижской этнографической выставке масок африканских племен Пикассо решает, что настал момент окончательно отречься от старых взглядов на мир. В 1907 он пишет картину «Авиньонские девицы». Натурщицами стали проститутки, работающие в борделях недалеко от его общежития. Вместо утонченного трагизма разных оттенков, художник создает принципиально новую форму пространственного восприятия, в которой прекрасное и уродливое идут рука об руку.

Изображение

«Авиньонские девицы», Пабло Пикассо, 1908 год.

Но на этом Пабло не останавливается. Ведь преломлять реальность можно и бумагой с клеем. Используя геометрические формы, он один из первых в мире создает работы в технике коллажа. Этот подпериод получил наименование «синтетический».

Пикассо соприкасался и с русской культурой. В 1916 году он получил предложение поработать над декорациями для постановки «Парад» труппы русского балета Сергея Дягилева. Художник не на шутку увлекся работой: вмешивался в сценарий и постановку. Премьера балета состоялась в 1917 году, после чего на Пабло обрушили целую волну критики. Но для него это не стало трагедией. Дягилев изначально задумывал спектакль как оглушительную провокацию. Пикассо же приобрел широкую известность в кругах Парижской элиты: многие состоятельные люди хотели купить его картину. Творческий союз испанского художника и русского импресарио принес миру шесть балетов.

Сюрреализм и Герника  

Сложный брак с русской балериной Ольгой Хохловой заставил Пабло изменить свой взгляды на творчество. В 1925 году он начинает работать в жанре сюрреализма. Многие критики считают этот период достаточно спорным: вместе с выдающимися работами в нем присутствуют и слабые полотна.

Важная фигура в сюрреализме Пикассо — женский силуэт молодой любовницы и натурщицы Марии-Терез Вальтер. Она изображена на картинах 1932 года: «Сон», «Чтение» и «Обнаженная, зеленые листья и бюст».

Изображение

«Сон», Пабло Пикассо, 1932 год.

Тридцатые годы оказались омрачены войной в Испании. Несмотря на то, что художник большую часть жизни прожил во Франции, его очень беспокоили события на родине — гражданская война между республиканцами и франкистами. В апреле 1937 года авиация Италии и Германии разбомбила культурный центр басков (малого народа Испании. — Примеч. ред.) — город Гернику. Пораженный трагедией Пикассо создал полотно, в котором объединились кубизм, сюрреализм и скорбь. Вторая мировая стояла у порога.

В 1940 году немцы оккупировали страну, где он жил уже 40 лет. Несмотря на недовольство действиями стран «оси», Пабло провел весь период фашистской оккупации в Париже и продолжал работать.

Изображение

«Герника», Пабло Пикассо, 1937 год.

Семейное счастье и горшки

Послевоенный период можно назвать счастливым в жизни Пикассо. Стареющий живописец сближается с художницей Франсуазой Жило, и в его творчестве начинают доминировать сентиментальные семейные мотивы. Художник переезжает на юг Франции. Осенью 1947 года устраивается работать на фабрику «Мадура» в Валлорисе и создает для нее целую серию скульптур.

Однако счастье было недолгим. В 1953 году Пабло и Франсуаза разошлись. Творец тяжело переживал разрыв. Свою боль он выразил в серии картин, в которых иронизирует над старостью, одиночеством и разочарованием от искусства. Уже зимой 1954 года он создает серию скульптур «Сильветт», где изображены девушки с конским хвостом и челкой.

Изображение

Скульптура «Сильветт» в Роттердаме, 1970 год.

В 1958 году он женится на Жаклин Рок, которая стала музой для серии статуарных портретов. Именно она была последней любовью знаменитого донжуана. 

До конца своей жизни, 8 апреля 1973 года, Пабло продолжал активно работать. Пикассо — автор, который вышел за пределы классического искусство, сделав из своей жизни настоящий шедевр.

На обложке: Пабло Пикассо за работой в своей студии, Джордж Ринхарт, 1957 год, Getty Images 

12 марта 2022

Еще почитать по теме

Обложка статьи
История религии: церковь против науки или за?
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем об истории развития отношений между церквью и наукой
Обложка статьи
История религии: церковь против науки или за?
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем об истории развития отношений между церквью и наукой